Почему у губернатора зелёный нос?
Почему у губернатора зелёный нос?
Губернатор увидел свое изображение в тепловизоре, созданном в Институте физики полупроводников СО РАН, высоко оценил качество отечественного электронно-оптического прицела и другие разработки сибирских ученых.
– Почему на экране у меня нос зеленый? – поинтересовался глава области.
– Потому что он прохладнее остального лица, – объяснил доктор наук Борис Вайнер. – Это медицинский прибор, который используют для диагностики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы. Такие уже установлены в горбольнице, Институте иммунологии, медсанчасти №168 и других учреждениях для первичной диагностики.
Как выпускник НГТУ Василий Юрченко сразу же заинтересовался технологией прикрепления контактов к биочипу, определяющему целый ряд болезнетворных вирусов, включая гепатит В и С. Высокая чувствительность прибора втрое превышает аналогичный показатель практикуемых в медицине методов и позволяет определить степень заболевания на самой ранней стадии. В некоторых случаях, когда вирусы содержатся в слюне и дыхательных путях, для диагностирования достаточно просто подышать на пластину.
– С утра выдохнул и на работу можно не ходить! – мечтательно улыбнулся губернатор. – Дайте мне скорее такую пластину, может, пригодится!
От шуток высокого гостя про самочувствие и работу делегация перешла к более серьезным экономическим вопросам, в частности, к знакомству с технологиями контроля утечки нефтепроводов и нескольким оборонным разработкам с грифом «секретно».
– Президент РФ недавно докладывал о проблеме нелегального подключения к нефтепроводам, – объяснили сотрудники ИФП СО РАН. – В его речи прозвучала цифра 15% – так он оценил общие потери, то есть объем утечки ценного топлива. Прибор, который вы здесь видите, позволяет отслеживать любые незначительные утечки. Он был успешно внедрен еще 3 года назад в нефтепроводах ОАО «Газпром» и сегодня контролирует участок длиной около 250 км; ведется дальнейшая установка этого оборудования.
Губернатор попросил подробную документацию о разработке с указанием стоимости, чтобы предложить ее «Роснефти» и «ТНК ВР» на самом высоком уровне руководства этих корпораций и попросил сотрудников ИФП СО РАН подготовить список «убийственных аргументов» в защиту этой передовой технологии.
Стоит отметить, что самые передовые разработки Академии наук, не имеющие аналогов в России, не особенно востребованы отечественной промышленностью. В частности, высокочувствительные фотоприемники ИФП СО РАН из кремния и арсенида галлия имеют очень ограниченный рынок сбыта. За рубежом рынок подобных продуктов плотно укомплектован и имеет налаженную сервисную поддержку, а в России производств, нуждающихся в таких продуктах, – считанные единицы. Обгонять время – тяжелый труд, но невозможно заниматься наукой на мировом уровне и при этом выпускать гвозди. Закономерно, что, например, основанная на квантовых технологиях система передачи данных по оптоволоконным линиям длиной 100 км с гарантированной защитой от перехвата не может быть широко востребована, но цель научных институтов и не состоит в удовлетворении масс. В противном случае с самого переднего края наука начнет служить примитивной потребительской корзине и, подсчитывая внебюджетные доходы, однажды закончит свое существование.
Коммерциализовать передовые разработки и наладить хотя бы их малосерийный выпуск – забота не столько ученых, сколько государства, в котором руководство держит курс на инновации. Визит губернатора оставил ученым надежду, что эта прописная истина однажды станет очевидной для представителей местной власти.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии