Плата за риск исчисляется в процентах
Плата за риск исчисляется в процентах
Плата за риск исчисляетсяв процентах
Согласитесь,что не так давно граждане постсоветского пространства сильно удивлялись, видя взарубежных фильмах активное использование героями пластиковых карточек. Вскорев нашей стране на такие карточки предлагалось перечислять зарплату, а немногопозже и студенты стали получать по ним стипендию. И наконец мы достигли вершиныпрогресса – карточки стали присылать на дом!
Вот совсемнедавно в нашей семье появилась новенькая электропечь, взятая в кредит. И ужевскоре нас поздравили с вхождением «в мир финансового комфорта». Поздравлениеэто было напечатано в руководстве пользователя кредитной картой, которое былоприслано по почте вместе с этой самой картой. Казалось, что до финансовогокомфорта можно дотянуться рукой, но после некоторых размышлений на тему «а 23%годовых – это не слишком много?» мы решили, что нам удобнее жить без карты, в «финансовомдискомфорте».
Примерно в этоже время в редакцию «Навигатора» пришло письмо. Его автор писал: «Нужен совет!Будьте осторожны со взятием кредитов по пластиковым картам банка «Русский стандарт».Мне прислали пластиковую карту, по ней я взяла 50% от лимита, через месяц попочте пришла счет-выписка на сумму, уже превышающую лимит. В банке обвиняютродственников, которые якобы могли снять деньги с карты. После стойкой обороныс моей стороны в Новосибирском представительстве банка мне предложили податьзаявление в милицию о временной утере пластиковой карты или написать заявлениеоб отказе уплаты долга, т.к. даже если я выплачу реально взятый мною кредит,банк не станет пересчитывать проценты, и мой долг будет только увеличиваться…»
Ситуация,описанная в письме, могла произойти со многими, и я, получив редакционное задание,отправился за консультацией в прокуратуру и отдел защиты прав потребителей. Но,как там объяснили, по одному этому письму реальную ситуацию понять трудно.Необходимы документы, по которым можно было бы определить законность такихдействий. Поскольку читательница, к сожалению, не оставила обратного адреса, ярешил воспользоваться документами по своему собственному кредиту. В документахпо кредиту электропечи было найдено заявление, где я прошу заключить со мной кредитныйдоговор, договор залога и… договор о предоставлении и обслуживании карты, «…врамках которого прошу выпустить на мое имя карту и открыть банковский счет».Перечитывая этот документ, я так и не смог вспомнить о том, что просилвыпустить карту и открыть банковский счет, наверное, потому что при подписаниизаявления его содержанию уделил недостаточно внимания, иначе кредитная карта небыла бы выпущена на мое имя.
К сожалению,очень многие люди не вникают в содержание документов, которые они подписывают,из-за чего и попадают в неприятные ситуации. Например, покупая бытовую технику,человек по совету консультанта приобретает сертификат на бесплатное сервисноеобслуживание на 3 года. Хотя в «Законе о защите прав потребителей» четко сказано,что продавец несет ответственность за товар в течение 2 лет. Значит, покупаясертификат на 3 года и имея по закону право на 2 года бесплатного обслуживаниятовара, мы фактически приобретаем сертификат только на последний, третий год.
Однаковстречаются случаи, когда потребители со всей ответственностью относятся ксвоим правам. Так, недавно в одном из салонов сотовой связи, уже фактическиоплачивая покупку, мужчина попросил вернуть деньги обратно. Дело в том, что втексте гарантийного талона он обнаружил пункт, который гласил, что «в случаенеисправности продавец оставляет за собой право решать: заменить илиремонтировать товар». Продавцы были в шоке, потому что это был первыйпокупатель, обративший внимание на этот пункт. Ситуации, в которых права потребителейоказываются ущемленными, возникают из-за незнания или невнимательности, носложно обратить внимание на текст, написанный мелким шрифтом. В западныхстранах, кстати, текст, напечатанный мелким шрифтом, законной силы не имеет (вотличие от России).
В отделе защитыправ потребителей посоветовали, что прежде чем подписывать документы, нужновнимательно их прочитать. Не надо бояться просить разъяснить вам те пункты,которые непонятны, их обязаны разъяснять. Требуйте исключения пунктов договора,если они вас не устраивают! Если вам отказывают в требованиях – обращайтесь вдругой банк.
Кстати, в ходеподготовки материала я поинтересовался, почему размер процентов, начисляемых покредиту, столь высок. Как объяснил один банковский служащий, это обусловленотем, что некоторые кредиты не погашаются недобросовестными клиентами. То естьза непогашенные кредиты рассчитываться приходится клиентам добросовестным.Получается, что большой процент – это обычная перестраховка банка, или еще ееможно назвать «платой за риск».
В. Мусиенко.
Комментарии