Песня о солнце
Песня о солнце
Как мы относимся к солнцу? Уверена, большинство над этим никогда не задумывалось. Да и что изменится от нашего отношения? Солнце было, есть и – мы очень на это надеемся! – будет. Но нашелся один неравнодушный – Валерий ЛИПЕНКОВ, создавший в Академгородке музей Солнца – единственный в мире.
Если есть музей кукол, чертей, пряников и всего прочего, то почему бы не быть музею небесного светила, дарящего жизнь всему живому? За великое множество лет своего существования и его «неоценимый вклад в развитие мирового сообщества» солнце вполне заслуживает такой чести. Полторы тысячи экспонатов, треть из которых – работы самого мастера, поведают посетителям массу нового и интересного, почти мистического.
О ДИРЕКТОРЕ
Валерий Иванович родом с Алтая. В 1958 году приехал в Новосибирск. Работал матросом, электриком, лаборантом в ИЯФе. Сначала увлекся чеканкой, а позже – резьбой по дереву. С огромной благодарностью вспоминает он о своем учителе, художнике-монументалисте В. Соколе. Ему посчастливилось участвовать в таких знаменитых произведениях, как корабль в театре «Глобус», мозаичные панно на ГЭС и фронтоне издательства «Советская Сибирь». Работы Липенкова украшают сейчас холл Института археологии и этнографии.
В 1993 году в клубе «Солнечный» была открыта экспозиция. Через четыре года она перекочевала в краеведческий музей, а оттуда – в Дом ученых. После визита В. Накорякова на эту выставку было принято решение создать музей Солнца. Прошение о выделении помещения охотно подписали академики и членкоры РАН. Так музей обосновался в нескольких комнатах бывшего детсада на Иванова, 11а, где находится и по сей день.
СМОТРИ И СЛУШАЙ
За 15 лет экспозиция троекратно приумножилась. Как уже выяснилось, отношение к солнцу у нас никакое, а вот наши предки его любили! Еще не владея письмом, они рисовали яркий небесный диск, наделяя его качествами животного и человека.
На одних работах оно грозное, почти воинственное, на других – милое и улыбчивое. Но практически везде от него расходятся лучи. Люди видели их и чувствовали кожей теплое прикосновение.
Получается, с самых ранних времен человек понимал, что обязан жизнью этому желто-белому диску. И не случайно именно солнце на долгие годы было объектом поклонения и обожествления. Переходя от стенда к стенду, сразу видишь зависимость изображения от климатических условий обитания того или иного племени. В жарких странах солнце полно агрессии. От его недружелюбной квадратной физиономии исходят не лучи, а острые разящие стрелы. Стоит ему не угодить, оно не пожалеет – испепелит.
У народов, живших севернее, портрет светила более симпатичен. Но и они боялись его гнева. Вспомним сказку о Снегурочке, где Ярило не давал берендеям тепла, необходимого для земледелия. Лишь с исчезновением неестественно красивой и поразительно холодной дочери Мороза начинается для них пора любви и обработки земли.
В работе над созданием солнечных ликов Липенкову очень помогают копии наскальных рисунков, сделанных им в поездках и экспедициях. Немало здесь работ его друзей-художников, созданных специально для музея.
У окна в углу зала стоит било – металлические пластины, закрепленные шнурками между деревянными рамками. Уже по названию ясно, что по пластинам надо бить. Даже после первого, не очень сильного удара ощущаешь, как дрожит воздух, наполняя комнату удивительно мягкой и приятной вибрацией.
Первый звук – негромкий, но долгий и постепенно затихающий, как пение камертона. Далее, выдерживая ритм и руководствуясь только собственной памятью и интуицией, Валерий Иванович играет музыку самой природы. Нет, эти звуки не похожи на церковные колокола. Любой специалист скажет, что звучат они не по-христиански. Возможно, такими звуками глава общины собирал людей для коллективного принятия важных и серьезных решений. А может быть, это песнь шамана, изгоняющего злых духов из тела больного?
Вступает медный колокольчик. Звонящий играет им на маленьких пластинках. Их звон, ясный, звонкий и чистый, напоминает веселый шум бубенцов, еще полтора века назад оберегавший ездока от дьявольской силы и лихих людей. Музыка смолкает, возвращая слушателей из эпохи язычества и века ямщиков в нашу реальную жизнь.
Действительность, увы, не очень-то поэтична. Уникальный музей, будучи общественной организацией, находится на самоокупаемости. Помимо невысокой платы за билеты (50 руб. – взрослый, 35 – детский), есть слабая надежда периодически получать гранты. А музей должен расти, развиваться, совершенствоваться. И все это требует денежных вложений.
ОТДАВАЯ ДАНЬ СОЛНЦУ
Покидая музей, испытываешь легкую досаду, что не тебе принадлежала такая замечательная инициатива. Но в наших силах помочь в интересных и полезных мероприятиях. Здесь можно проводить занятия по музыке, истории, рисованию, природоведению, мировой культуре и краеведению. Один такой урок по информативности будет стоить трех школьных. Ученики, студенты, дети, люди старшего возраста охотно приходят сюда, оставляя записи в книге отзывов с благодарностью и пожеланием всяческого процветания. Пусть историко-этнографический музей Солнца много лет щедро делится с нами накопленными знаниями, как солнце делится своей живительной энергией со всеми живущими на планете Земля!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии