Перезагрузка городских пространств
Перезагрузка городских пространств
Дискуссия «Центры современной культуры. Значение «третьих мест» для городской культуры» прошла в технопарке в рамках проекта «Медиалекции». Организовали мероприятие Институт регионального маркетинга и креативных индустрий (ИРМиКИ) совместно с общественным фондом «Академгородок».
После дома и работы
Термин «третье место» придумали американские социологи. В соответствии с их концептом первое место в жизни человека занимает дом, второе – работа, а на третьем – пространство для неформального сбора людей и создания социальной связанности. Понятие «третьего места» активно и успешно воплощает в жизнь малый бизнес, который сосредоточен на привлечении посетителей. Как правило, это магазин, книжная лавка или ресторанчик, сочетающие в себе кофейню и гостиную.
Роль неформальных городских сообществ
По мнению участников дискуссии, именно такие места отдыха, общения, обмена мнениями можно назвать важнейшей частью повседневной жизни горожан.
Социальный антрополог, специалист по сетевым моделям города и качественным методам, директор КБР «Креативная экономика» Свят Мурунов участвовал в дискуссии по скайпу. Он рассказал, что представляет собой «третье место» в современном городе, какие шаги нужно сделать для развития общественных площадок. Мурунов видит город как систему взаимосвязи власти, бизнеса, местных сообществ и горожан и считает, что диалог между ними должен стать определяющим в формировании городских территорий.
– Если мы хотим построить постиндустриальное общество, то без каркаса такого рода коммуникационных площадок не обойтись, – считает Мурунов.
Сделать город комфортным для проживания – основная функция неформальных городских сообществ, игнорировать интересы которых недопустимо.
Что сделано
В России уже есть примеры системного управления процессом создания «третьих мест». Например, в Москве сейчас происходит деятельное переосмысление работы библиотек, парков, формирование коворкинг-центров, т.е. общественных мест для совместной работы.
В других городах процессы идут более стихийно. Есть примеры реализованных проектов «третьих мест» в Ростове-на-Дону, где создан бизнес-акселератор для архитекторов и айтишников. В Ярославле запущен проект «Текстиль», для которого выделены помещения двух недействующих цехов завода. В них располагается теперь центр местного сообщества для реализации культурных инициатив.
Представители организаций Академгородка и Новосибирска рассказали о реальных экономических и социальных бизнес-ситуациях. Менеджер по связям с общественностью книжного магазина «Плиний старший» Анна Яковлева поделилась видением того, как может выжить книжный магазин в эпоху электронных книг, например, предоставляя помещение своей гостиной под разнообразные литературные встречи с авторами книг и читателями, мастер-классы, для проведения заседаний «Книжного клуба» и выставок. Наталья Пинус, директор общественного фонда «Академгородок», сомодератор встречи, подчеркнула, что роль «третьих мест» в Городке сложно переоценить, например, арт-клуб НИИ КуДА регулярно собирает в VIP-зале членов фонда «Академгородок» и людей, неравнодушных к культурной и социальной жизни Городка на ежемесячные субботние завтраки. Студенческое кафе CAMPUS работает в формате антикафе, где предусмотрена почасовая оплата за время нахождения в клубе с включенной стоимостью проведения мероприятий и развлечений. В филиале ГПНТБ на ВЦ также можно проводить время по будням и субботам (пр-т Ак. Лаврентьева, 6). Сотрудники библиотеки всегда рады видеть у себя общественников Академгородка.
Ю. Верхуша
Комментарии