Педагогический мост Новосибирск-Лондон
Педагогический мост Новосибирск-Лондон
Педагогический мост Новосибирск–Лондон
Наше знакомство с английскими школами стало возможнымблагодаря участию в российско-британском проекте «BRIDGE: British degrees in Russia».Первое, на что обращает внимание типичный российский преподаватель, – отсутствиев английской педагогике широких мероприятий национального масштаба. Вчастности, национального проекта «Образование» нет и быть не могло. Всеинновации носят характер медленной, плавной, но непрерывной модернизации. Можнодаже сказать, что нерадикальные видоизменения – характерная черта британскойсистемы образования.
Так, если учащиеся имеют свободу выбора предметов, топедагог имеет право на вариативность методики преподавания. Практически каждыйучитель работает по своей авторской программе, утвержденной соответствующимпрофессиональным сообществом преподавателей. Министерских школьных учебников вАнглии нет. Но английские учителя от этого не страдают, а с согласияадминистрации издают в школе необходимые для работы учебные пособия. Занебольшую плату эти материалы приобретают все школьники.
Изучение каждого курса заканчивается не толькотрадиционными для российской практики экзаменами, но и защитой результатовсобственного исследования перед прогрессивной общественностью. Кроме того,выпускники выполняют стандартные тесты, обсуждают ход проектной деятельности,которая проводилась под руководством тьютора-консультанта.
Наполняемость классов, как и у нас, достаточно высокая– более 30 человек. Дети ходят в форме, которая в каждой школе своя. Но эторебятам не очень нравится. На фирменных костюмах лондонских учеников естьэмблема школы.
Нам часто встречались школы с раздельным обучениеммальчиков и девочек.
Разговаривая с ребятами на сложном для нас иностранномязыке, мы невольно отмечали их неподдельную заинтересованность,доброжелательность и искренность в общении. Ученики были настолько приветливы иуважительны, что мы невольно задали вопрос о модели воспитания, принятой в этойшколе. Но английские коллеги не очень поняли существа педагогической проблемы,интересующей нас. Они не читали российских учебников по педагогике и незнакомыс масштабной категорией «воспитание» ни в широком, ни в узком смысле. Преподавателипояснили: здесь в школе просто учат, как следует себя вести и относиться к окружающим.
Реализацию воспитательной идеи мы все же увидели вПетербурге (не путать с Санкт-Петербургом) – первом городе «подлондонья», скоторым мы познакомились. Каждый ученик старшей школы должен поработать волонтером(т.е. бесплатно) за пределами образовательного учреждения. У школьныхменеджеров есть список фирм, офисов, предприятий и компаний, готовых принятьучащихся на такую работу. Но большинство ребят после уроков все-таки стремитсяподзаработать на карманные расходы. И здесь интересы самого ученика и системыпрофессиональной ориентации совпадают. Юноши и девушки к 17 годам ужезадумываются о ближайшей перспективе. Это может быть поступление в университет,колледж, возможен тайм-аут на год для самореализации на какой-то тяжелойсельскохозяйственной работе. Такие годичные курсы жизни в свое время прошел ипринц Уильям, что широко освещалось в газетах.
Программа профориентации дает возможность еще в школепобольше узнать о той профессии, которую выбираешь. Например, поработав всупермаркете, клинике или на животноводческой ферме и поняв, что это ему неподходит, ученик имеет в запасе время, чтобы изменить набор школьных дисциплини направить свои усилия для освоения другой специальности. Кстати, работодателиохотно принимают школьников на соответствующую работу. Бизнесмены несутнезначительные финансовые затраты на оплату детского труда, при этом имеютвозможность списать часть налогов за счет адресного создания для подростковвременных рабочих мест. Минимальная оплата, установленная для английскихшкольников, – 2 фунта в час.
Школа также заинтересована в реальной работе учеников.Это избавляет ее от необходимости искусственно организовывать для 17-18 летнихюношей внеклассные и внешкольные мероприятия, а также планировать их досуг сдетальным разбором «полетов» перед районо или другими вышестоящимиорганизациями. Следует заметить, что вся отчетность ограничена сферойвзаимодействия администрации с попечительским советом школы. Родители тожесогласны с ранними заработками своих детей. Трудовая копейка (извините, пенс)приучает ребенка к экономии и ограничению своих потребностей. В России это невсегда удается сделать через широко принятые формы воспитательной работы: лекцию,диспут или организационно-деятельностную игру.
Обедают ученики в самой школе и рассчитываются черезспециальные пластиковые карточки. Малообеспеченные дети получают скидки илисовсем бесплатное питание. Как мы ни пытались, но перечня блюд национальнойанглийской кухни так и не установили. Возможно, она как таковая вообще несуществует, а представляет собой простую совокупность всего и вся, чтовозникает в гастрономической культуре. Школьное меню достаточно однообразное.Это традиционная «овсянка, сэр» (как без нее!), яичница с ветчиной, сыр,сэндвичи, кофе или чай.
Сразу бросается в глаза, что в лондонских школахбольшое количество афроамериканцев и детей арабского происхождения. Даже струдом верится, что находишься в европейском городе. С этим связаны большиепроблемы английского общества, и не только педагогические. Хотя считается, чтов Англии этно- и ксенофобии нет. Но это официальная позиция. В жизни всесложнее.
Прогулки по улицам Лондона – это особый рассказ. Здесьоживает все выученное когда-то в школьных топиках и рассказанное учительницейна уроках английского: здания парламента, Трафальгарская площадь и Букингемскийдворец – все рядом.
Теперь Лондон для меня любимый город. После Бердска,конечно, – я там живу.
А. Дахин,
доцент ВКИ НГУ
Комментарии
>Теперь Лондон для меня любимый город. После Бердска, конечно, – я там живу.
Аффтар жжош! А как же Новосибирск? А Искитим, Чулым? Мож аффтара теперь свозить в Нью-Йорк? И Лондон побоку? А может Париж? Бедный Бердск, хорошо, что ты дал место проживания аффтару, а то б и не вспомнил он про тебя....