Пассионарная позиция
Пассионарная позиция
9 апреля с новосибирскими учеными встретился академик Владимир ФОРТОВ, академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН и один из кандидатов на пост президента Академии наук (выборы пройдут в мае).
Владимир Евгеньевич, которого представил собравшимся председатель СО РАН академик Александр Асеев, – личность неординарная. Выпускник МФТИ, создатель нового научного направления – динамической физики неидеальной плазмы, Владимир Фортов – обладатель ряда экстремальных хобби. Помимо того, что он мастер спорта по баскетболу и парусному спорту, кандидат в мастера спорта по шахматам, Владимир Евгеньевич в составе международных научных экспедиций побывал на Северном и Южном полюсах, под парусами на яхте обогнул мыс Доброй Надежды и мыс Горн, погружался на глубоководном аппарате на дно Байкала.
Его управленческая карьера развивалась столь же ярко: в 1987 году он избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991-м – действительным членом РАН. Владимир Фортов стоял у истоков Российского фонда фундаментальных исследований (сегодня это крупнейшая государственная некоммерческая организация финансирующая научные проекты на конкурсной основе), а с 1996 по 2001 год Фортов – вице-президент РАН. Однако в нынешней предвыборной гонке решающим может оказаться то, что в августе 1996 года Владимир Евгеньевич был назначен председателем Госкомитета РФ по науке и технологиям, затем – Министром науки и технологий и одновременно, вплоть до марта 1997 года, – заместителем Председателя Правительства РФ. В марте 1998-го он вышел в отставку вместе с кабинетом Черномырдина.
Энтузиаст российской академии наук
– Шла не просто война между правительством и Академией наук, – вспоминает свой опыт работы в органах власти Владимир Фортов, – а настоящая вендетта, когда науку пытались уничтожить, подчинить вузам. Тогда удалось договориться, финансирование науки увеличилось в 1,8 раза, а Академии наук – в 1,2, и это при цене на нефть – 14 долларов за баррель.
Министру Фортову удалось добиться принятия федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому на финансирование научных исследований выделялось не менее 4% расходной части государственного бюджета.
– Эта норма существовала лет 6-7, – вспоминает Владимир Фортов, – но после принятия нового бюджетного кодекса была уничтожена, и деньги пошли вне ясного механизма.
Возможно, сегодня умение договариваться и даже откровенно лоббировать интересы РАН окажется востребованным, как никогда ранее; противостояние Академии и Министерства науки и образования перешло в затяжную фазу. К примеру, недавно министр Дмитрий Ливанов публично назвал Академию наук «бесперспективной и нежизнеспособной». В ответ академики (в том числе и Асеев) потребовали извинений, а Владимир Фортов демонстративно вышел из Общественного совета при Минобрнауки. Однако он не идеализирует Академию:
– Хотя я убежденный сторонник и энтузиаст РАН, – подчеркнул Фортов, – и считаю, что эта система очень продумана, мы должны навести у себя порядок. Многие процедуры управления архаичны и требуют замены, надо серьезно заниматься молодежью. Нужно сделать Академию более свободной, более творческой, ученый должен быть в центре всех наших дел.
Апрельские тезисы академика Фортова
Общую ситуацию в стране Владимир Фортов оценивает как оптимистичную для Академии наук, причем именно в силу сложной и даже тревожной экономической обстановки:
– Сегодня идут разговоры, что рост ВВП – то ли 3%, то ли 1,5, то ли вообще отрицательный. Это тревожный симптом: когда темпы роста упали до 3%, развалился СССР. Правительство и президент понимают, что вектор развития, который существовал до последнего времени, себя исчерпал, – подчеркивает академик Фортов. – Нужно переходить на новую экономику, и наша роль в этом может быть основной, деньги уже направляются в науку. Другое дело, что идут они мимо РАН в Роснано, в Сколково.
По мнению Владимира Евгеньевича, пришло время отказаться от стратегии выживания, когда РАН вела осторожную политику, опасаясь остаться без скудного финансирования:
– Академия должна стать генератором идей в экономике, культуре, технике, предлагать глобальные проекты, занимать пассионарную наступательную позицию. Фокусироваться не только на внутренних корпоративных интересах, но и взять на себя ответственность за всю сферу науки.
Владимир Евгеньевич отметил, что главным союзником в этой работе должны стать СМИ, взаимодействие с которыми всегда было слабым местом Академии:
– Мы не привыкли бороться и отстаивать свои интересы, – объяснил Фортов, после чего перешел к изложению тезисов своей предвыборной программы.
Первое, о чем счел нужным упомянуть кандидат в президенты РАН, – генерация крупных прорывных проектов:
– Мы должны пробивать масштабные проекты вроде ГОЭЛРО-2 или Арктики-2030. Проекты по авиации медицине, космосу, химии – эти инициативы должны исходить именно от нас.
Вторая проблема – бюрократизация Академии.
– Ученый до 50-60% времени тратит на написание ненужных бумаг, отчетов, бесполезных конкурсных проектов. Это должно быть уничтожено, – уверен Владимир Фортов, сравнив для выразительности техническое задание на разработку ядерного оружия – одну рукописную страничку академика Юлия Харитона, и целый портфель бумаг, необходимый для закупки институтом сотни паяльников. – Мы построили совершенно неприемлемую систему, работаем не на науку, а на малограмотного чиновника. Все должно быть направлено на ученого, а не на бюрократа.
Не менее важно улучшить быт ученых.
– Нужно реализовать поручение президента Путина об увеличении зарплаты научных сотрудников – она должна быть вдвое выше средней по региону, – напомнил Владимир Фортов, объяснив, что деньги придут к ученым не просто так, а на основе конкурсного принципа финансирования, соревнования исследовательских проектов.
В ведение РАН, по мнению академика Фортова, должна перейти вся экспертная деятельность – сегодня от того, что ученые фактически самоустранились от нее, страдают и экономика, и государственное управление.
Наконец, Академия наук должна активнее участвовать в делах вузов; в идеале, по мнению Владимира Евгеньевича, вся система высшего образования в стране должна быть устроена по образцу НГУ или МФТИ, то есть существовать в тесной связке с наукой. А вот на уровне министерства функции управления образованием и наукой нужно разделить, поскольку невозможно «под одной крышей объединить и сиротские дома, и ядерную физику».
Академик Фортов высказал свои взгляды и на кадровую политику РАН (нужно еще 25 тысяч ставок для молодых специалистов и активная ротация руководителей Академии), и на возрождение программы научного приборостроения, и даже на необходимость повышения пенсий для вдов ученых. А вот с законопроектом «О статусе академгородков в РФ» она оказался не знаком. Впрочем, это не помешало ему составить самое высокое мнение о работе Сибирского отделения РАН:
– Многое в Новосибирске делается быстрей, грамотней и эффективней, чем в центре, – подчеркнул Владимир Фортов.
Антонина РЫБАКОВА
Фото ЦОС СО РАН
Комментарии
Про 7 миллионов услышал стоя в очереди в Холидее…
Все равно мне странно слышать что у РАН «слабое место» это взаимодействие со СМИ.
Куда не глянь все только и трындят про нанотехнологии.
Другое дело, что народ думает только о том где бы «бабла срубить» и все эти старания журналистов от науки как вода в песок.
А статья хорошая. Мне тоже понравилась.
Забавно. А куда идут 7 миллионов бюджета ЦОС?