Памятник у дороги на сады
Памятник у дороги на сады
10 октября на остановке им. Болдырева около дачных поселков Ключи-2, Ключи-3, Ключи-4 и Звездный, хорошо известных большинству огородников Городка, состоялось открытие мемориала Валерия Болдырева, сотрудника Института физики полупроводников, по инициативе которого была построена дорога до этих садовых обществ.
Для очень многих семей Академгородка дорога на сады – это дорога жизни. Как только сходит снег, тысячи людей возвращаются к своим участкам, где проводят практически все лето. Ученые никогда не были особенно обеспеченным классом, и такие тропы не зарастают, в каком бы ужасном состоянии они ни были. Семьи кандидатов и докторов наук пешком в любую погоду тянутся к своим маленьким угодьям и вывозят бесценный урожай на всем, что способно проехать в гору и за реку по размытым ключами тропинкам, крутым подъемам и спускам. В ход идет все, что движется, – мотоциклы, велосипеды, коляски, тележки. Особенно популярен был транспорт «на своих двоих», который обладал слабой грузоподъемностью, зато самой большой проходимостью. Некоторые садоводы бросали участки, другие жаловались, но упорно продолжали посещать свою Мекку, свою поклонную сотку. Тогда два старожила Городка – Лев Шепелянский и Валерий Болдырев – решили построить для людей, «живущих землей», настоящую дорогу. Они успели это сделать, но, осуществив задуманное, один из них ушел из жизни. И тогда второй позвал людей, чтобы поставить памятник ушедшему другу.
Неравнодушных людей всегда было очень мало – народ у нас терпеливый, спокойный. Валерий Болдырев был человеком абсолютно неравнодушным. В один из последних солнечных дней бабьего лета десятки людей приехали на остановку им. Болдырева, чтобы украсить массивный камень с фотографией товарища букетами живых цветов и сказать в его адрес добрые слова. Рядом с изображением Валерия Александровича Болдырева на памятном камне мемориала – фотография также недавно скончавшегося Бориса Николаевича Капустина, который взял на себя руководство дорожно-строительными работами и в отличие от своих многочисленных предшественников успешно завершил их. В огромном перечне работ дорога из Городка в Морозово стала для него последней.
Не секрет, что дорога на Ключи до юбилейных ремонтов наших проспектов долгое время была одной из лучших трасс района. Она связала с Советским районом поселки Ложок и Каменушка, в которых нет ни школы, ни магазина, ни медпункта, и соединила подразделения СО РАН около Каменушки с головными институтами. Она дала транспортное сообщение садоводам более 10 тыс. участков, а когда ее достроили до Морозова, исчезла проблема доставки детей из пионерских лагерей, которых раньше возили в обход по разбитой трассе через Новый поселок. Организовать строительство дороги вне жилой зоны было непросто – на выбивание финансирования этого проекта у сопредседателей общества «Дорога» Болдырева и Шепелянского ушло несколько лет. В статье, посвященной открытию дороги на Морозово, «Навигатор» в подробностях писал о том, как организаторы возили представителей областной власти на «буранах», чтобы показать, сколько уже было сделано для прокладки этой трассы в советские времена. Она имела стратегическое значение для закрытого оборонного производства в Кольцове и СО РАН. Эту дорогу в свое время проектировал еще директор ГНЦ «Вектор» академик Лев Сандахчиев, но на ее строительство не нашлось денег. Затем по инициативе академика Коптюга ее планировали возвести совместными силами Сибирского отделения и военного училища. Несмотря на полную конверсию и смену груза с ракет на кабачки, строительство этой дороги стало одним из немногих масштабных проектов, который не был заброшен с переменой политического строя.
Заставить добросовестно работать подрядчиков за относительно скромные суммы, которые выделяла областная администрация, оказалось едва ли не сложнее, чем получить эти деньги у власти. Долгое время дело не двигалось с места, а подрядчики уходили и приходили. За время строительства их сменилось семь. А некоторые и ничего не делали, но и уходить не торопились, получая деньги за невыполненную работу. А сделать предстояло очень многое. Только чтобы построить насыпь над речкой Шадрихой, пришлось вывезти больше 100 тыс. кубометров грунта. Возложить на свои плечи ответственность за реализацию абсолютно некоммерческого проекта сегодня кажется абсурдным. Но есть дела, которые не приносят ничего, кроме пользы окружающим людям. И на таких делах невозможно заработать ничего, кроме головной боли и вечной светлой памяти. Валерий Болдырев был одним из немногих людей, кто был готов бескорыстно отдавать свои силы и время, чтобы двигать дела, которыми в наше время уже никто не занимается бесплатно. Никто, кроме него и его друга Льва Шепелянского.
– Иногда работать начинали в 7 утра, – вспоминает Шепелянский, – когда, например, перед тем как продолжить строительство, необходимо было срочно собраться на месте для принятия стратегического решения. Валерий Александрович много ездил в этих местах на велосипеде, ходил на лыжах, знал здесь каждое дерево, каждую тропу. Не имея никакого отношения к профессии строителя, он прекрасно разбирался в этих вопросах и всегда мог дать дельный совет. Мы работали с ним 8 лет на чисто общественных началах. Ни перенесенный инфаркт, ни отсутствие финансирования не останавливали его. Можно было бросить все это в любой момент – никто бы слова не сказал. Он вникал во все тонкости процесса и переживал события, будто это было делом всей его жизни.
– Меня поражало, с каким упорством организаторы пробивали эту дорогу, – вспоминает руководитель управления дорожного строительства обладминистрации Александр Штапов. – Строилась она долго, потому что денег на нее многие годы почти не выделяли. Думаю, нам удастся открыть по ней нормальное пассажирское движение и, может быть, со временем даже получится покрыть ее асфальтом. Кстати, первую остановку около спуска на Каменушку имеет смысл назвать именем Бориса Капустина. Уверен, что эта дорога может и должна носить имя своих создателей.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии