Озабоченность ветеранов
Озабоченность ветеранов
Озабоченность ветеранов
В Информационно-образовательном центре для пожилых людей в день рождения В. А. Коптюга прошла встреча, посвященная его памяти. Эти встречи стали уже традиционными. На них приходят по зову сердца те, кто лично знал или работал с Валентином Афанасьевичем или не был с ним знаком, но знает о нем и отдает ему уважение как ученому и человеку. За чашкой чая участники встречи поделились своими воспоминаниями.
Как отметила М. Бакакина, чаще всего мы говорим о Валентине Афанасьевиче как о человеке, потому что он жил для людей, уважительно и внимательно относился к ним, независимо от их статуса.
О многом говорили ветераны, но ряд их предложений побудил меня написать в газету. Нашу озабоченность вызывает тот факт, что школьники, а подчас и студенты, не знают ни о М. А.Лаврентьеве, ни о В. А. Коптюге., ни о других выдающихся ученых СО РАН, ушедших из жизни. Ветераны просят Президиум СО РАН создать постоянно действующую галерею их портретов с краткой аннотацией. Она может быть развернута в Доме ученых или в ДК «Академия» или в другом общедоступном месте.
Как-то я была в Москве в Пушкинском музее, где была выставлена галерея портретов героев Отечественной войны 1812 года. С каким интересом посетители смотрели на эти портреты, читали надписи.
Наши ученые достойны памяти потомков. Многие из них были участниками Великой Отечественной войны, внесли неоценимый вклад в Победу своими научными достижениями, вывели Советский Союз на уровень великой державы. Уникальные портреты этих ученых есть у В. Новикова и Р. Ахмерова.
Очень взволнованными были отзывы о памятнике Валентину Афанасьевичу на проспекте его имени: общее мнение – этот памятник не отражает истинного Валентина Афанасьевича, которого мы знали. Склоненная голова, опущенные плечи, сутулая спина, которая как бы отражает какую-то обреченность, – не были характерны для него. Он никогда в такой позе не сидел, не сутулился и руки так не держал даже в задумчивости. Он был борец и не склонял голову ни перед сильными мира сего, ни перед проблемами. Очень обидно, что макет памятника не обсудили с жителями Академгородка. Ведь когда определенные силы противились установке памятника М. Лаврентьеву, Валентин Афанасьевич предложил провести академгородковский референдум, для этого на всеобщее обозрение был выставлен макет памятника. Референдум выявил общее мнение: «Этому памятнику быть». И на нем Михаил Алексеевич узнаваем и близок нам.
Мы понимаем, что исправить памятник Валентину Афанасьевичу, наверное, невозможно. Да и стоит он неудачно – от проспекта М. Лаврентьева далековато, со стороны университета смотрится сутулая спина. И какая-то унылость около памятника. Может быть, с этой стороны посадить ели, они вырастут и скрасят вид. Ландшафтный дизайнер может предложить вариант цветочного оформления.
Возможно, Президиум СО РАН примет решение об изготовлении другого памятника Валентину Афанасьевичу и установлении его либо на площади перед Управлением делами, либо перед Домом ученых. Такое обращение к Президиуму СО РАН подписали участники этой встречи.
Время отбрасывает все поверхностное, мимолетное, а что-то вписывает в Историю. Имя Валентина Афанасьевича вошло в историю СО РАН, нашего города, нашей страны.
Мы его помним, любим, чтим.
С. Чубченко,
от имени и по поручению участников встречи.
Комментарии