Откровения этюдным методом
Откровения этюдным методом
Во Дворце молодёжи «Юность» состоялся перформанс театра «Playback_NSK» под названием «Любовь нечаянно».
Суть плейбэка проста: зрители рассказывают случаи из жизни, актёры их тут же разыгрывают. Название идёт от сокращённой английской фразы, в переводе звучащей как «мы играем ваши истории, возвращая их вам». Сейчас в мире около пятисот плейбэк-театров, в Москве – 30, в Новосибирске – единственный. «Playback_NSK» – проект «Театральной компании Академгородка», резидента ДМ «Юность» (худрук Сергей Черных).
– Идея создать театр зрительских историй возникла три года назад. Перформанс начинается, когда вы покупаете билет. Когда думаете, какую историю хочется увидеть. Когда поднимаете руку и встаёте, чтобы идти на стул рассказчика. Уже этого достаточно, чтобы вернуть себе авторство своей жизни. Потому что не история делает человека, а человек – историю. Происходящее на сцене может запасть в душу метким словом или точным образом. Или проходит мимо. Или же отзывается мурашками у кого-то ещё. Плейбэк – это сомнения и огорчения, самые тёплые образы из прошлого и ноющие старые раны, открытие новых горизонтов и закрытие гештальтов, – убеждена директор театра Анна Черных.
Репетиция – любовь моя
В труппе всего восемь артистов: Мария Бакулева, Сергей Черных, Анна Лаврова, Екатерина Хлебникова, Екатерина Гагарина, Никита Липский, Анна Черных, Юлия Васильева. Перформанс идёт под живую музыку: в углу сцены Артём Юраков играет на гитаре. В нашем городе плейбэк сыгран почти сто раз – в кафе и ресторанах, банках и санаториях, ДК «Энергия» и экспериментальном центре «Синяя цапля»…
– Это классная практика, обновляющая тотально. Поэтому она не может надоесть. Трудностей немало: у каждого рассказчика своя реальность, своя правда, не всех удаётся хорошо понять, не все способны внятно и коротко рассказать свою историю. Иногда не утихающую боль человек прикрывает юмором – а это уже не история, а её трактовка. От актёров же требуется высочайшая концентрация внимания, умение мгновенно переключаться после показа на следующую историю, – сообщила Анна.
Дважды в неделю артисты приходят на трёхчасовые репетиции: на сцене надо грамотно организовывать пространство, быть пластичным, проявлять актёрское мастерство, технику речи и, разумеется, знание основ психологии. В труппе два дипломированных психолога – Мария Бакулева и Юлия Васильева, а также профессиональный актёр Сергей Черных, занимающий пост режиссёра «Театральной компании Академгородка». Артистов консультировал сертифицированный тренер по плейбэку Игорь Любитов (Москва). Выпускница филфака НГУ Анна Черных прошла несколько стажировок, в том числе у известного плейбэкера из Израиля Авивы Розенталь и даже у самого Джонатана Фокса, основателя этого направления! Не так давно коллектив получил сертификат международного плейбэк-театра.
Ведущими (их называют кондакторами) работают Анна Черных и Мария Бакулева.
– Что мне нравится больше – быть актрисой или вести перформанс, не знаю. Это очень разные роли, и обе необычайно интересные. Но если на сцене могу больше опираться на партнёров, это командная работа, то в роли кондактора рассчитываю только на себя. При этом всё завязано на контакте с рассказчиком и пониманием последующего действия, от этого зависит и атмосфера на сцене, – отмечает Черных.
Люди в чёрном
В ДМ «Юность» публика пришла рассказать и увидеть истории про любовь и нелюбовь, недолюбовь и перелюбовь, про любовь взаимную и неразделённую, реальную и придуманную. На авансцене – полсотни стульев, это переаншлаг. 90% зрителей – женщины около 30 лет.
Для раскрепощения Анна предложила всем поприветствовать друг друга, познакомиться с соседями. Следом актёры в чёрных трико устроили парад-алле откровений: «Я Сергей. В 17 лет влюбился, но очень боялся признаться. В итоге этой девушке сделал предложение мой друг, и они уехали за границу».
Ведущая просит: «Поднимите руки, кто любит». Подходит к женщине, отреагировавшей быстрее всех. Тёзка ведущей, Анна, немногословна: «Люблю мужа и родителей. Супружеская любовь – то нежная, то страстная, то ненавистная». Несколько уточняющих вопросов – и вот уже героиня истории распределяет роли. Перед нами ссоры и примирения, обиды и радости. Финал этюда – скульптура, составленная актёрами, подходящими по очереди с вариантами признания: «Ты первый после Бога».
У зрительницы Елена серьёзная проблема: «Мы с моим мужчиной разошлись, но общаемся как родители нашего ребёнка». Ведущая произносит: «Увидим» – и актёр начинает передавать пластикой ощущения, когда «хочется стоять на чём-то твёрдом, но как – если всё наперекосяк».
Следом мы слышим заявление Ирины: «Хочу встретить мужчину – ответственного и договороспособного, и пусть наши «тараканы» подружатся!» На сцене – шустрое обаятельное насекомое комментирует встречу «Ирины» со своим идеалом.
В помощь артистам – небольшой набор реквизита: кубы, шляпы, клоунский нос, лоскуты ткани, книга.
– Чем меньше подробностей, красивых деталей, тем интереснее, когда они сами собой рождаются на сцене. Важно, чтобы в ходе плейбэка показанная история не стала иллюстрацией к рассказанной,– отмечает Анна Черных.
Ещё одна Анна делится наболевшим: «Очень люблю отца. Но много лет назад мы рассорились: он назвал меня шлюхой, я послала его на три буквы. Больше не общаемся. Он пытался выйти со мной на контакт, но я его везде заблокировала. Не знаю, как возобновить наши отношения. Мне его не хватает, но и простить не могу до сих пор». Эта история рассказывается на языке пантомимы. «Отец», приближаясь к «Анне», неприятно шуршит воздушным шариком. На расстоянии двух метров от актрисы актёр отбрасывает шарик и начинает делать выпады с протянутой для приветствия рукой, но это очень похоже на атаку фехтовальщика. Ноль реакции. Актёр покидает сцену. «Анна» закутывается в кулису и шепчет: «Папа… Папа…»
Как же удаётся играть, не сговариваясь и нередко действуя синхронно? У Анны Черных ответ простой:
– Помогает сыгранность. Актёр подхватывает партнёрские импульсы, и в работе в ансамбле это выглядит как некий унисон.
Зрительница Ксения не может найти свою первую школьную любовь, мальчика на два класса старше. Перед выпускными экзаменами она написала ему письмо без подписи. И ответ пришёл – предъявителю купюры на почте. Завязалась короткая переписка. Всё завершилось объяснением на дискотеке. Юноша предпочёл учёбу в вузе. Актёры помогли женщине вернуться на 20 лет назад, главным действующим лицом стал большой кусок белой ткани – это и письмо, и занавеска, и скатерть, и юбка.
Бывший ростовчанин Алексей поделился историей неоправданных надежд. Год он прожил со страстной красавицей Дианой, купил ей машину, одел с головы до ног. Дело шло к свадьбе, пока Алексей случайно не услышал, что замуж Диана вовсе не собирается: перспектив на покупку жилья нет, а за спиной будущего мужа можно продолжать встречаться с другими мужчинами… В центре сцены два куба – пьедестал для возлюбленной, девушки с горделивой осанкой. На её плечах – сначала пальто, а затем и шуба (в реальности – тулуп), к ногам кладётся портфель, набитый «деньгами на булавки». «Алексей» говорит «Диане» 4 фразы: «Оставляю тебе всё. Нет, шубу заберу – в Сибири пригодится. Ты хорошая. Я о тебе расскажу».
Мини-спектакль длится от 2 до 10 минут, хронометраж строго не устанавливается – всё зависит от формы, содержания и чувства меры. Подробный «разбор полётов» проводится дважды – сразу после ухода публики и позже на репетиции.
Завершился плейбэк историей стилиста Веры, которой Дед Мороз подарил на Новый год двух мужчин: один – воплощение списка всех достоинств, другой – «антисписок». Первый уже позвал замуж, но душа Веры не лежит к нему. Со вторым прекрасный секс, но это не повод жить под одной крышей. Метаться от одного к другому Вера устала. Актёры выбрали для показа жанр «серьёзного мюзикла»: все персонажи общались нараспев. Публике дали недвусмысленно понять: Вере для души и тела нужен «антисписок».
После плейбэка Вера сообщила:
– В общем-то свой выбор я уже сделала, и, посмотрев на ситуацию со стороны, поняла, что пришла к правильному решению.
Девушка также отметила потрясающую атмосферу доверия на перформансе, когда люди не боятся публично открывать душу.
За два часа артисты рассказали десяток историй. На поклонах звучали крики «браво», «молодцы», «спасибо». На вопрос, что такое плейбэк – отчасти театр или подобие психологического тренинга, Анна Черных ответила: «Это театр, где искусство встречается с жизнью».
Следующий перформанс в ДМ «Юность»состоится 16 марта. Тема откровений – «Отцы и дети».
Юрий ТАТАРЕНКО, фото В. Жуланова
Комментарии