• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 15:04 воскресенье, 22 сентября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    22.09.2019
    USD: 63.85
    EUR: 70.6
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Открывая дверь в мир знаний

    Открывая дверь в мир знаний

    Открывая дверь в мир знаний

    В числе лауреатов всероссийского конкурса «Молодой учитель – 2013», организованного фондом «Династия», оказались преподаватели химии СУНЦ НГУ жители Академгородка Константин Коваленко и Алексей Чубаров. Накануне Дня учителя корреспондент «Навигатора» побеседовал с ними о профессиональных амбициях, победе в конкурсе и тех педагогах, которые помогли молодым учителям в их профессиональном становлении.

    Профессия как творческий процесс

    К своей преподавательской деятельности не отношусь как к работе. Для меня это, скорее, увлечение, в котором нет места рутине, – рассказывает старший лаборант ЛОРС ИХБФМ СО РАН, преподаватель кафедры химии и кафедры естественных наук СУНЦ НГУ Алексей Чубаров. – Некоторые не верят, но это вполне реально, если не набирать много часов и подходить к учебному процессу творчески. Например, я веду разные спецкурсы, чтобы и знания детям передавать, и самому быть в тонусе, находить возможность учиться. Очень важна внеурочная деятельность. Всесибирская олимпиада школьников и турнир юных химиков – эти мероприятия считаю для себя обязательными. Современная химия – безграничный и прекрасный мир, надо успевать в нем ориентироваться, знать актуальные научные проблемы. Участие в олимпиадах такую возможность дает.

    За время работы в СУНЦ НГУ Алексей Чубаров вырастил не одного призера олимпиад. Однако, как считает молодой преподаватель, одаренный ребенок – продукт коллегиальный и готовить его к светлому научному будущему должен не один педагог, а представители нескольких кафедр. Чтобы побеждать в олимпиадах, необходимо не только умение решать задачи, но и широкий кругозор, знание закономерностей. Так, одиннадцатиклассникам СУНЦ читают программу по химии первого-второго курсов университета.

    Чтобы быть успешным в своей профессии, педагогам также необходим стимул к развитию, общение с коллегами из других городов, возможность делиться опытом.

    – На днях фонд «Династия» объявил конкурс для молодых учителей – 2014. Хочу порекомендовать педагогам всех школ Советского района принять в нем участие. Мероприятие замечательное, минимум документов и четко прописанные условия участия. Информация размещена на сайте – http://www.dynastyfdn.com. Победитель поедет в Москву на ежегодную конференцию учителей за счет фонда и получит грант. Считаю, этот конкурс одним из лучших, я получил от участия в нем много вдохновения, – улыбается Алексей.

    Рассказывая о своих учителях, Чубаров с благодарностью вспоминает Елену Михайловну Львову, которая учила его химии в родной школе в Казахстане; Татьяну Сергеевну Годовикову – ее лекции и семинары в 11-м классе СУНЦ Алексей помнит до сих пор. На спецкурсе «Основы биохимии», который вела Татьяна Сергеевна, будущий педагог впервые узнал, что такое научная деятельность на практике. Именно она предложила первокурснику Чубарову преподавать химию в СУНЦ НГУ, отвечала на все вопросы начинающего педагога, делилась  преподавательским опытом, помогала в научной деятельности.

    – Хочется сказать спасибо и заведующей кафедрой химии СУНЦ НГУ Светлане Григорьевне Барам. Она всегда открыта новым образовательным проектам и может дать совет в любой ситуации. Ведь как педагог я еще расту, – говорит Алексей.

    Воспитывать или давать знания?

    Расширение кругозора – хорошо и правильно. Но важнее другое – так научить детей, чтобы им были понятны самые основы химии, тот прочный фундамент, на котором строится все остальное. Без этого нельзя научиться импровизировать. А более сложный уровень ребята пройдут либо на спецкурсах либо в университете, – считает научный сотрудник Института неорганической химии лауреат конкурса «Молодой учитель – 2013» Константин Коваленко. – Этот вывод я сделал благодаря общению с замечательным человеком и талантливым учителем из Санкт-Петербурга Анной Алексеевной Карцовой, с которой познакомился на всероссийской конференции в Москве. Она стала лауреатом в номинации «За выдающиеся заслуги в образовании».

    В новом учебном году Константин решил сделать небольшой перерыв и преподает сейчас только в университете. Однако по-прежнему много времени уделяет старшеклассникам, принимает участие в организации Всесибирской олимпиады школьников по химии, сопровождает новосибирскую команду на Всероссийскую олимпиаду.

    – Учить детей – занятие для души и отличная зарядка для мозга, – смеется Константин Коваленко. – От кого еще можно получить столько вопросов, которые любого умника поставят в тупик? Обучение химии, как инсайт, – сначала приоткрывается дверца, ученики оглядываются, робеют, а потом перед ними предстает целый мир, такой огромный, что дух захватывает. И почувствовать себя уверенно можно, если помнить, как приоткрылась эта дверца. С физикой проще – светит солнце, идет дождь, запотевают окна, покрываются льдом лужи. А вот химические процессы ученикам нелегко показать. Молодые учителя, конечно, более продвинутые, это касается как использования современных технических средств, так и знания трендов. Опытный педагог не всегда успевает за различными новшествами, но зато он знает, как каждому конкретному ребенку объяснить то или иное понятие, теорему или задачу. Когда начинал работать учителем, больше всего не хватало знаний по педагогике и возрастной психологии, в свое время мне очень помог с этим доцент кафедры химии Борис Львович Мороз. Считаю важным, чтобы у молодых педагогов была возможность учиться у более опытных, это единственный способ верной передачи знаний и формирования картины мира в науке. Помните извечный российский спор, что должны делать учителя: воспитывать или давать знания? Конечно, второе. Из своей школьной жизни помню двух таких педагогов – преподавателя химии Любовь Михайловну Ешкову и физика Анатолия Ивановича Юдина. Именно их способ структурировать и передавать знания повлиял на мой выбор профессии. Это были самые первые и самые важные уроки в моей жизни.

    Юлия ВЕРХУША

    На снимке К. Коваленко

    Другие статьи на тему

    Даты / 5 октября - День учителя
    Спасибо вам, учитель-офицер!
    3331 1
    "Навигатор" № 39 (1159) от 05.10.18
    Даты / 5 октября - День учителя
    Нам невероятно повезло
    775 0
    "Навигатор" № 38 (1057) от 30.09.16
    Даты / 5 октября - День учителя
    «Учительнице скромной за труд ее огромный...»
    1109 0
    "Навигатор" № 38 (957) от 03.10.14
    Даты / 5 октября - День учителя
    В судьбе учеников
    1537 0
    "Навигатор" № 38 (957) от 03.10.14
    Даты / 5 октября - День учителя
    С Днем учителя!
    1483 0
    "Навигатор" № 38 (957) от 03.10.14
    Даты / 5 октября - День учителя
    Спасибо вам за сердца чистоту
    У каждого из нас своя дорога в жизни. И очень важно, кто был рядом в начале пути, открыл окно в мир, отвечал на важные вопросы о его устройстве. Роль учителей в становлении человека неоценима. Они дают знания, учат самостоятельно думать, чувствовать, закладывают в детские души понятия добра, справедливости, достоинства, ответственности. В полной мере эти слова относятся и к работникам образования Советского района. У каждого из нас своя дорога в жизни. И очень важно, кто был рядом в начале пути, открыл окно в мир, отвечал на важные вопросы о его устройстве. Роль учителей в становлении человека неоценима...
    1240 0

    Популярное