Отголоски далёких боёв
Отголоски далёких боёв
Всё дальше в прошлое уходят от нас события Великой Отечественной войны. Время стирает буквы c солдатских обелисков, но люди не прекращают поиск тех, чья дата смерти до сих пор неизвестна. Благодаря этой работе в семьи долетают весточки о месте гибели героических предков. Случилось так и с жителем нашего района Иваном Лапиным.
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?»
– Первого мая мне позвонили сотрудники Макарьевского сельсовета Солтонского района Алтайского края, откуда когда-то ушёл на войну мой прадед Андрей Фёдорович Видяйкин. Там у меня и сегодня живёт родня по материнской линии, – рассказывает Иван Андреевич. – Звонившие рассказали, что сборный поисковый отряд, ведущий раскопки в Ленинградской области, поднял из болот останки моего прадеда c солдатским медальоном. До сих пор сохранилось его последнее письмо, датированное 28 января 1942 года. В нём фронтовик пишет, что они стоят неподалёку от Ладожского озера и изо всех сил пытаются прорвать блокадное кольцо вокруг Ленинграда, но силы неравны, и исход очевиден… Далее в письме следовал перечень имён и фамилий земляков, воюющих вместе с ним. Пусть родные знают, где они воевали.
Иван созвонился с руководителем поисковиков, и тот сказал, что досконально изучил ход боёв в этой местности. И если бы кто-нибудь из родственников погибшего смог туда приехать, они бы рассказали и показали немало интересного, а также официально передали останки для дальнейшего перезахоронения на родине.
– Прадед ушёл на фронт в 35 лет. Тогда у него уже было четверо детей. Сегодня эта ветвь нашего рода насчитывает более 70 человек, и каждый, включая мою дочь-старшеклассницу, готов был отправиться на место гибели Андрея Фёдоровича. В сильно опоздавшей похоронке скупо сообщалось, что он пропал без вести в апреле 1945 года. В то время подобное известие давало повод для подлых разговоров, но никто из родных и односельчан не смел думать о нём плохое, – продолжает Иван Лапин. – Уже вечером 2 мая я был в Санкт-Петербурге, где меня встретил дядя. Вместе мы отправились в посёлок Мга, находящийся в 60 километрах от города.
У братской могилы
Уже 4 мая от Ивана пришло смс-сообщение: «Пока я здесь, под Ленинградом, помогаю поднимать останки других бойцов из земли. Это счастье, что моего прадеда нашла именно эта группа патриотов-поисковиков, а не толпа чернокопателей оружия и цветного металла, которых тут большинство, и которых останки солдат вообще не интересуют…».
Руководитель отряда Игорь Ивлев оказался замечательным человеком. Объединив вокруг себя таких же смелых и трудолюбивых людей от 20 до 55 лет, он ежегодно выезжает на раскопки. В отряде есть даже семейные пары, которые много лет назад познакомились на поисковых работах. Между экспедициями Игорь Иванович досконально штудирует документы в архиве Министерства обороны. Там он нашёл донесение, датированное 1942 годом. В нём говорилось, что из Сибири прибыла целая группа новобранцев. Это отличные крепкие парни, готовые дать отпор врагу. Ребят с Алтая отправили в эти болотистые места, где всего в 300 метрах находились вражеские дзоты…
Иван Лапин пять дней помогал поисковикам, а в часы отдыха по крупицам изучал события 76-летней давности.
– Ситуация была не на стороне защитников Ленинграда. Зимой здесь лежали метровые сугробы, летом простиралась болотистая топь. Немцы, заняв любой объект, размещались основательно: сначала рыли окопы, затем обносили территорию тремя рядами толстой колючей проволоки, строили укрепления, для этого были и время, и средства. С тем оружием, которое мы находили на месте сражений, выбить их оттуда было практически невозможно, – считает Иван Андреевич. – По словам поисковиков, изучивших детали происходивших здесь событий, среди присланных новобранцев было много парней 18-20 лет, не успевших до войны обзавестись семьёй и детьми. К требованию заполнить солдатский медальон они отнеслись равнодушно: молодость не думает о смерти, веря в то, что впереди ещё целая жизнь. Сегодня поисковикам удаётся отыскать лишь их двоюродных и троюродных внуков и правнуков, которые часто не проявляют интереса к останкам неизвестных далёких родичей. Прадед был реалистом: он только туже затянул эбонитовую капсулу, положив её в кожаный кошелёк, где лежало всего несколько монет. С последним письмом он выслал семье 120 рублей, будто чувствуя, что они ему больше не пригодятся…
Здесь, на месте поисковых работ, правнук героя столкнулся и с чёрными копателями. Как омерзительно наблюдать за людьми, цинично выбирающими из земли, омытой кровью прадедов, только то, что можно дорого продать коллекционерам! Но гораздо страшнее видеть среди них молодёжь в нацистской форме... По словам Ивана Лапина, современные «гитлерюгендцы» ищут здесь погибших немецких солдат. И неизвестно, чем бы закончилась встреча патриотов и неонацистов, если бы последние не свернули свой палаточный лагерь и не убрались восвояси.
Светлая память героям
Ночью 7 мая Иван вернулся в Новосибирск, ведь он обещал, что на шествии понесёт знамя «Бессмертного полка». А 8 мая всех безымянных героев, поднятых поисковой группой, с почестями предали земле в братской могиле на мемориальном комплексе посёлка Новая Малукса Ленинградской области.
Сегодня ведутся приготовления по транспортировке останков Андрея Фёдоровича Видяйкина в Солтонский район, где родные хотят похоронить его рядом с супругой Степанидой. Как и множество других солдатских вдов, она ещё долго ждала мужа. Женщина вырастила четверых детей с доброй и светлой памятью об отце-герое, которую они завещали своим детям и внукам.
Светлана КНИЖНИК
Фото из архива И. Лапина
Комментарии