Отцы и дети
Отцы и дети
В Новосибирск приезжала автор подростковых драматических книг, семейный психолог из Санкт-Петербурга Екатерина МУРАШОВА. В Академгородке она прочитала лекцию «Школа, уроки, быт». Об этой встрече рассказывает детский психолог, руководитель кафедры педагогики и психологии ОЦ «Горностай» Анна Бердникова.
Родители и педагоги нашего района с энтузиазмом откликнулись на приглашение. Актовый зал в «Горностае» с трудом вместил всех желающих.
Лекция началась. Нет ни фильмов, ни презентации – только голос Екатерины, рисующий всем знакомые картины отношений: родители – ребёнок, ребёнок – педагог, педагог – родители. Она говорит о том, почему бывает так непросто понять собственного сына или дочь, а учителю целый класс – и подавно. Школьник живёт в другом мире, совсем не похожем на тот, в котором воспитывались его родители. Изменилась скорость протекания многих процессов, а особенно обмена информацией. Ребёнок на уроке может загуглить ответ быстрее, чем учитель закончит формулировать вопрос.
Поэтому быть взрослым – значит не просто прожить несколько десятков лет, но и уметь что-то такое, что предполагает личное развитие, в том числе – поддерживать своего ребёнка или ученика, уметь расставлять приоритеты.
Екатерина рассказывала о различных методиках, которые при всей своей лёгкости и доступности способствуют глубокому осознанию происходящего.
В пример привела ситуацию: родительницу беспокоили смутные ощущения, будто что-то не так в её отношениях с ребёнком. При консультации с психологом ничего «криминального» не обнаружилось, тем не менее Екатерина предложила маме записывать всё, что она говорит сыну в течение дня, а затем анализировать. Та взяла задание и больше у Мурашовой не появлялась. Через некоторое время они случайно встретились. Оказалось, что женщина сама выявила источник мучивших её сомнений: «Да я и так всё поняла, когда обнаружила одну и ту же фразу, записанную сто двадцать восемь раз за день: «Надень тапки!».
Ещё одна методика – «два шага назад». Мы регулярно посвящаем много времени тому, чтобы воплощать годами одни и те же неэффективные меры. Точно зная, что фраза «Как ты можешь столько отвлекаться на всякие мелочи!» никого не мотивирует концентрироваться на уроках, будем снова и снова её повторять. При этом станем тратить силы, нервы и время, будто верим, что вот-вот эти слова волшебным образом сработают.
Самое простое в этой ситуации – остановиться и сделать два шага назад и посмотреть, что собственно идёт не так, что я могу сделать иначе. Этот приём работает не только в педагогических отношениях, но и в супружеских, и не менее эффективно – в производственных.
Слушать такие истории из коррекции семейных или школьно-педагогических взаимоотношений, как смотреться в зеркало. Узнавать себя, задумываться, делать выводы, примерять новые модели взаимоотношений.
Екатерина делилась консультативными случаями, приводила данные различных исследований. На первый взгляд, лекция казалась россыпью мозаичных пикселей, однако постепенно они выстраивались в целостную картинку, образуя хитрый узор.
Завершилась встреча автограф-сессией, во время которой можно было приобрести книги Екатерины Мурашовой и получить от неё напутствие в подписи на форзаце.
Произведения Екатерины читаются легко, будто находишься в диалоге с автором. Неоспоримое достоинство – глубина смысла и тот огромный диапазон раздумий, на который наводит книга читателя, склонного к рефлексии. Её произведения предназначены для самого широкого круга читателей. Родитель или педагог возьмёт на вооружение какой-то приём, что-то поймёт про себя. Начинающий психолог сможет воспользоваться книгой как учебником, настольным руководством по практическому консультированию, продвинутый – получит компетентного собеседника, благодаря заметкам и замечаниям которого сможет расширить репертуар собственных решений.
Снимки автора
Комментарии