Оптика и жизнь
Оптика и жизнь
В НГУ прошло первое занятие нового курса для детей «Занимательная физика».
Курс «Занимательная химия», организованный несколько лет назад научно-образовательным центром НГУ «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при поддержке фонда «Династия», пользовался огромным успехом. Дошкольники наблюдали за химическими опытами, дети постарше проводили свои первые эксперименты, а старшеклассники совершенствовали знания по химии и готовились к ЕГЭ. Опыт оказался настолько удачным, что в этом году решено было провести аналогичный курс по физике. Проект будет разбит на две части. Весной дети прослушают курс «Занимательная физика», в рамках которого преподаватели покажут интересные и познавательные опыты и объяснят некоторые физические явления. Каждое из пяти занятий будет проводить своя команда преподавателей – молодых сотрудников СО РАН. А осенью стартует вторая часть курса – практические занятия. Что особенно радует, все занятия бесплатны и доступны любому ребенку старше семи лет.
Первое из занятий в субботу 14 апреля началось, как и полагается, с инструктажа по технике безопасности. Впрочем, правил оказалось всего два: не подпускать детей к столу, на котором проходит демонстрация опытов, а эксперименты дома проводить только с участием родителей. Как пояснили преподаватели Екатерина Гладкова и Андрей Матвеев, опыты специально подобраны так, чтобы их можно было без проблем повторить в домашних условиях.
Занятие под названием «Свет и цвет» было посвящено одному из разделов физики – оптике. Конечно, за неполный час рассказать обо всех премудростях этой науки нереально, зато можно показать опыты, иллюстрирующие ее основные принципы. Преподаватели рассказали о работе самого совершенного оптического прибора – человеческого глаза, об оптических иллюзиях и оптоволокне, о камере-обскуре и устройстве фотоаппарата.
По их словам, свет – это не что иное как направленный поток частиц, энергетические свойства которого, по легенде, были использованы еще Архимедом. Во время осады Сиракуз римлянами он предложил собрать как можно больше солдат и начистить их щиты до блеска: отраженный солнечный свет сжег корабли противника. Со времен Архимеда у человечества появилось множество полезных изобретений, связанных со светом: наибольший интерес у аудитории вызвал рассказ о лазерах, «Звездных войнах» и установке в Институте ядерной физики. Кстати, преподаватели предупредили, что лазерные указки, которые продают буквально на каждом шагу, не так уж безобидны и требуют аккуратного обращения. Зато катафоты, принцип работы которых был продемонстрирован тут же, безопасны и полезны – помогают предотвратить ДТП.
Самые красивые опыты оказались посвящены преломлению света: лучик, попадая в аквариум с водой, как по волшебству менял направление, тонкая струйка воды из бутылки становилась цветной – эти превращения вызывали у детей настоящий восторг. А вопрос о самом простом цвете заставил задуматься: черный или белый? Оказалось, белый цвет, напротив, – самый сложный: он состоит из всех цветов спектра. Это доказал забавный эксперимент с разноцветным диском, надетым на дрель: при быстром вращении он внезапно оказывался белым. А с помощью стеклянной призмы преподаватели показали самую настоящую радугу – такую же, какую мы привыкли видеть после дождя. Красота опытов никого не оставила равнодушным, и аудитория последующих занятий обещает быть многочисленной. Впрочем, запись уже сейчас идет в несколько групп, так что мест должно хватить всем желающим.
Т. Яковлева
Комментарии
Несколько правок:
1) Екатерина Донцова (не Гальцова!)
2) "свет – это не что иное как направленный поток частиц". Про волновую природу света мы тоже говорили (а то нас сейчас физики закидают)
3) про ИЯФ мы вроде не говорили. Речь шла о ИТПМе и Технопарке
Напоследок - кураторами являются Аня Нартова и Сергей Семиколенов.
Еще раз спасибо за статью.