• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:38 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Окунулись в эпоху Пушкина

    Окунулись в эпоху Пушкина

    Окунулись в эпоху Пушкина

    Без машины времени ученики 5-8 классов гимназии №3 перенеслись во времена Александра I. «Погружения» в различные исторические эпохи проходят здесь уже более 15 лет. На этот раз за путешествием наблюдала наш корреспондент Юлия Чёрная.

    Тихонько заглядываю в кабинет информатики. Ко мне с любопытством поворачиваются лица: девчачьи с завитыми локонами, мальчишечьи с высокими цилиндрами. Подмигнул, войдя в роль, какой-то юный гусар с нарисованными усами. Отхожу от дверей и чуть не сталкиваюсь с милой крестьянкой.

    – Ой, простите! – тараторит она набегу и что есть силы кричит кому-то в другой конец коридора, – картошку варёную поставил?! Сейчас ещё одна команда придёт!

    В течение недели учителя готовили участников «погружения» к субботней игре. В понедельник ребят ожидал флешмоб: 12 классов оперативно создавали гигантскую стенгазету, которая состояла из нарисованных детьми картин по заранее выданной теме о жизни того времени. А ещё были интеллектуальные игры, театральные постановки и много чего интересного.

    И вот наступил долгожданный день: ученики наряжаются в костюмы пушкинской эпохи и отправляются в путешествие по станциям.

    – Мальчикам проще, – жалуется пятиклассница Катюша. – У них одежда почти не изменилась, только цилиндры или гусарский кивер. Нам, девочкам, сложнее. Я, например, обычно хожу в брюках. А тут платье до пола, прическа сложная. Со станции на станцию сломя голову уже не побежишь. Теперь понимаю, почему дворянок такими спокойными изображают. В этой одежде по-другому не получится.

    «Погружение» – мероприятие не только для интересующихся историей. На одних станциях ребята блистали знаниями по языкознанию, на других – по математике или физике, демонстрировали умение танцевать или чудеса ловкости.

    Вот шестиклассники, разбившись на небольшие группы, сидят вокруг вольтметров. Ведь именно в начале XVIII века мир познакомился с открытиями Вольта и Гальвани, а русский физик Василий Петров, вдохновлённый работами этих учёных, описал электролиз окислов металлов (ртути, свинца, олова), растительных масел, алкоголя, воды, получение электрического света и белого пламени между двумя кусками древесного угля. Готовили станцию восьмиклассники, которые под руководством учителя физики Ирины Григорьевны Ахметьяновой уже участвовали в школьных научно-исследовательских работах на тему электричества.

    В соседнем кабинете – модный салон, организованный учителем английского Анной Витальевной Калининой и девчонками из 8-го класса. Пока ученицы готовили эту станцию, они узнали много интересных фактов, например, о том, чем отличались фильдеперсовые чулки от фильдекосовых или о существовании портбукета – аксессуара-держателя для букетика, который обычно прикреплялся на платье у дамы и сохранял свежесть цветов, он был своеобразным способом спасения от духоты и неприятных запахов.

    «С какой вероятностью пересекаются параллельные прямые?» – так называлась математическая станция для семиклассников. Готовили её ученики 8-х и 10-х классов и учитель математики Любовь Анатольевна Фоменко. Здесь говорили о матстатистике, геометрии Лобачевского и методе «раскраски» – именно эти темы увлекали просвещённых людей двести лет назад.

    – Русские долго запрягают, но быстро едут, – в шутку характеризует период «погружения» Ирина Рейновна Камерлох, учитель географии и ведущая одной из станций. – Время раннего правления Александра I подарило нам целую плеяду великих мореплавателей и путешественников, чреду знаменитых кругосветок, участие русских в открытии Антарктиды.

    Восьмиклассница Настя Стешова признаётся, что во время подготовки для неё стало открытием, что кругосветные путешествия того времени совершались не в погоне за приключениями и даже не во славу науки, а в первую очередь ради налаживания дипломатических связей и торговых путей.

    У каждого исторического периода своя еда. В 3-й гимназии классы готовили по 3-4 блюда того времени: от  сытной крестьянской кухни до деликатесов дворянского двора. Участники с удовольствием делились рецептами и историями появления представленных яств. Например, ботвинья, хоть и ассоциируется у большинства с кухней крестьянской, на самом деле была горячо любима Александром I. История сохранила весьма забавный случай. Царь случайно узнал, что английский посол никогда не пробовал его любимого холодного супа на квасе и отваре ботвы и распорядился своим поварам привезти кушанье заморскому гостью. Но кухарка посла, ничего не знавшая о русском блюде, перед подачей подогрела ботвинью – иностранец был очень удивлён вкусами русского царя...

    Многие блюда того времени названы романтично: безе с французского переводится как «поцелуй», кстати, тот же десерт иначе именуют меренгами – «испанским ветром».

    В соседнем кабинете демонстрировали небольшую театральную сценку о том, как проходил ужин в крестьянских семьях, а зрители искали ошибки в постановке. Не все классы заметили, что, например, на стол постелена скатерть, чего быть не могло. Раньше столешницу не просто вытерали – её поливали кипятком и скоблили ножами. Ела вся семья из одной тарелки, а провинившийся ребёнок мог запросто получить весьма чувствительный удар ложкой по лбу.

    В физкультурном зале ребят поджидали молодецкие забавы. По словам Валерия Александровича Кольцова, изначально планировалось, что зарабатывать баллы на этой станции, бегая, прыгая и отжимаясь, будут мальчики. Но многие девчонки не смогли остаться равнодушными к такому испытанию. Так, весь 5«в», в том числе и красавицы-девицы в бальных платьях, и отправились на молодецкие забавы.

    А ещё школьники вальсировали, отвечали на вопросы исторической викторины, узнавали о французском языке и литературе того времени.

    И организаторы, и участники, с которыми мне удалось поговорить, были в восторге. Понятно восхищение и гостей «погружения» – ребят из четырёх школ Новосибирской области. Но меня интересовал другой вопрос: зачем вся эта суета педагогам и руководству гимназии?

    – Это же очень интересно! Такая возможность узнать что-то новое про нашу историю, да и на свой предмет посмотреть немного по-другому, – как один повторяли учителя.

    – Это тот самый случай, когда в эпоху можно окунуться: попробовать её на вкус, ощутить, надев костюмы и исполнив вальс, поломать голову над математическими задачками, над которыми бились умы того времени. Ведь наша жизнь, как и это «погружение», не делится на отдельные предметы, – рассуждает Татьяна Владимировна Чеснокова. – Но, несмотря на весёлую атмосферу, красивые платья и вкусную еду, большинство детей в этот день сказали, что они бы не хотели родиться в то время – слишком непроста была тогда жизнь.

    Юлия ЧЁРНАЯ, фото автора

    Другие статьи на тему

    Наука и образование
    Для развития наукограда
    177 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    Ниже вероятность рецидивов
    128 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование
    К юбилею Академии наук
    145 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование
    Партнёры в сфере HiTech
    146 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование
    Подготовка к ТД
    38 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    Как стресс влияет на гены
    708 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24

    Популярное