Окунулись в эпоху Пушкина
Окунулись в эпоху Пушкина
Без машины времени ученики 5-8 классов гимназии №3 перенеслись во времена Александра I. «Погружения» в различные исторические эпохи проходят здесь уже более 15 лет. На этот раз за путешествием наблюдала наш корреспондент Юлия Чёрная.
Тихонько заглядываю в кабинет информатики. Ко мне с любопытством поворачиваются лица: девчачьи с завитыми локонами, мальчишечьи с высокими цилиндрами. Подмигнул, войдя в роль, какой-то юный гусар с нарисованными усами. Отхожу от дверей и чуть не сталкиваюсь с милой крестьянкой.
– Ой, простите! – тараторит она набегу и что есть силы кричит кому-то в другой конец коридора, – картошку варёную поставил?! Сейчас ещё одна команда придёт!
В течение недели учителя готовили участников «погружения» к субботней игре. В понедельник ребят ожидал флешмоб: 12 классов оперативно создавали гигантскую стенгазету, которая состояла из нарисованных детьми картин по заранее выданной теме о жизни того времени. А ещё были интеллектуальные игры, театральные постановки и много чего интересного.
И вот наступил долгожданный день: ученики наряжаются в костюмы пушкинской эпохи и отправляются в путешествие по станциям.
– Мальчикам проще, – жалуется пятиклассница Катюша. – У них одежда почти не изменилась, только цилиндры или гусарский кивер. Нам, девочкам, сложнее. Я, например, обычно хожу в брюках. А тут платье до пола, прическа сложная. Со станции на станцию сломя голову уже не побежишь. Теперь понимаю, почему дворянок такими спокойными изображают. В этой одежде по-другому не получится.
«Погружение» – мероприятие не только для интересующихся историей. На одних станциях ребята блистали знаниями по языкознанию, на других – по математике или физике, демонстрировали умение танцевать или чудеса ловкости.
Вот шестиклассники, разбившись на небольшие группы, сидят вокруг вольтметров. Ведь именно в начале XVIII века мир познакомился с открытиями Вольта и Гальвани, а русский физик Василий Петров, вдохновлённый работами этих учёных, описал электролиз окислов металлов (ртути, свинца, олова), растительных масел, алкоголя, воды, получение электрического света и белого пламени между двумя кусками древесного угля. Готовили станцию восьмиклассники, которые под руководством учителя физики Ирины Григорьевны Ахметьяновой уже участвовали в школьных научно-исследовательских работах на тему электричества.
В соседнем кабинете – модный салон, организованный учителем английского Анной Витальевной Калининой и девчонками из 8-го класса. Пока ученицы готовили эту станцию, они узнали много интересных фактов, например, о том, чем отличались фильдеперсовые чулки от фильдекосовых или о существовании портбукета – аксессуара-держателя для букетика, который обычно прикреплялся на платье у дамы и сохранял свежесть цветов, он был своеобразным способом спасения от духоты и неприятных запахов.
«С какой вероятностью пересекаются параллельные прямые?» – так называлась математическая станция для семиклассников. Готовили её ученики 8-х и 10-х классов и учитель математики Любовь Анатольевна Фоменко. Здесь говорили о матстатистике, геометрии Лобачевского и методе «раскраски» – именно эти темы увлекали просвещённых людей двести лет назад.
– Русские долго запрягают, но быстро едут, – в шутку характеризует период «погружения» Ирина Рейновна Камерлох, учитель географии и ведущая одной из станций. – Время раннего правления Александра I подарило нам целую плеяду великих мореплавателей и путешественников, чреду знаменитых кругосветок, участие русских в открытии Антарктиды.
Восьмиклассница Настя Стешова признаётся, что во время подготовки для неё стало открытием, что кругосветные путешествия того времени совершались не в погоне за приключениями и даже не во славу науки, а в первую очередь ради налаживания дипломатических связей и торговых путей.
У каждого исторического периода своя еда. В 3-й гимназии классы готовили по 3-4 блюда того времени: от сытной крестьянской кухни до деликатесов дворянского двора. Участники с удовольствием делились рецептами и историями появления представленных яств. Например, ботвинья, хоть и ассоциируется у большинства с кухней крестьянской, на самом деле была горячо любима Александром I. История сохранила весьма забавный случай. Царь случайно узнал, что английский посол никогда не пробовал его любимого холодного супа на квасе и отваре ботвы и распорядился своим поварам привезти кушанье заморскому гостью. Но кухарка посла, ничего не знавшая о русском блюде, перед подачей подогрела ботвинью – иностранец был очень удивлён вкусами русского царя...
Многие блюда того времени названы романтично: безе с французского переводится как «поцелуй», кстати, тот же десерт иначе именуют меренгами – «испанским ветром».
В соседнем кабинете демонстрировали небольшую театральную сценку о том, как проходил ужин в крестьянских семьях, а зрители искали ошибки в постановке. Не все классы заметили, что, например, на стол постелена скатерть, чего быть не могло. Раньше столешницу не просто вытерали – её поливали кипятком и скоблили ножами. Ела вся семья из одной тарелки, а провинившийся ребёнок мог запросто получить весьма чувствительный удар ложкой по лбу.
В физкультурном зале ребят поджидали молодецкие забавы. По словам Валерия Александровича Кольцова, изначально планировалось, что зарабатывать баллы на этой станции, бегая, прыгая и отжимаясь, будут мальчики. Но многие девчонки не смогли остаться равнодушными к такому испытанию. Так, весь 5«в», в том числе и красавицы-девицы в бальных платьях, и отправились на молодецкие забавы.
А ещё школьники вальсировали, отвечали на вопросы исторической викторины, узнавали о французском языке и литературе того времени.
И организаторы, и участники, с которыми мне удалось поговорить, были в восторге. Понятно восхищение и гостей «погружения» – ребят из четырёх школ Новосибирской области. Но меня интересовал другой вопрос: зачем вся эта суета педагогам и руководству гимназии?
– Это же очень интересно! Такая возможность узнать что-то новое про нашу историю, да и на свой предмет посмотреть немного по-другому, – как один повторяли учителя.
– Это тот самый случай, когда в эпоху можно окунуться: попробовать её на вкус, ощутить, надев костюмы и исполнив вальс, поломать голову над математическими задачками, над которыми бились умы того времени. Ведь наша жизнь, как и это «погружение», не делится на отдельные предметы, – рассуждает Татьяна Владимировна Чеснокова. – Но, несмотря на весёлую атмосферу, красивые платья и вкусную еду, большинство детей в этот день сказали, что они бы не хотели родиться в то время – слишком непроста была тогда жизнь.
Юлия ЧЁРНАЯ, фото автора
Комментарии