Одной семьей
Одной семьей
Когда долгая, насыщенная событиями жизнь подходит к некоему рубежу, человек, прежде окруженный родными и друзьями, остается один. Жизнь его продолжается, хотя и здоровье не отменное, и доход не блестящий. Именно такие подопечные у Ольги Макаровой, сотрудника специального социально-медицинского отделения Комплексного центра социальной защиты населения Советского района.
Сердце на замок не закроешь
Ольга Владимировна по профессии медсестра, окончила медучилище в 1979 году, трудилась и в стационаре, и в профилактории, неоднократно подтверждала высшую категорию. Три года назад перешла на работу в социальную сферу. Сейчас обслуживает семь человек, и каждому не просто «оказывает социально-медицинские услуги», а становится другом.
– Иногда случается: дела ждут, бежать надо, а сидишь – слушаешь. Мы же привязываемся друг к другу, переживаем. По инструкции рекомендуется не брать близко к сердцу проблемы наших клиентов – чтобы избежать эффекта профессионального выгорания. Но удается это далеко не всегда, – признается она.
Невозможно по щелчку дверного замка выбросить из головы историю человеческой жизни. Особенно если биография твоего собеседника тесно переплетается с самыми драматическими эпизодами отечественной истории. Ольга Владимировна очень ценит, когда профессия дарит ей встречи с интересными людьми, сохранившими острый ум и открытую душу.
– Среди моих подопечных – чета долгожителей: рентгенолог Михаил Лукич Крышень и медсестра Гильда Адамовна Юстус, – продолжает Ольга Владимировна. – Михаил Лукич 23 июня 1941 года сдал последний экзамен в мединституте – и на фронт, к операционному столу! В нем и сегодня виден профессионал – отличная память, живой ум, меткие выражения. А о жизни его супруги можно книжку написать.
репрессированные
Книжку – не книжку, но отдельную главу в этом рассказе – точно. В семье Юстусов детей было семеро. Младшая, Гильда, родилась в 1920 году. После Первой мировой войны жили в Баку, папа служил в банке бухгалтером. Потом переехали в Немреспублику, где отцу пригодилась полученная на фронте специальность фельдшера. Семейство было большим, дружным, работящим: и скотину держали, и посевы обрабатывали, и двоих работников в помощь родителям нанимали. В начале 30-х этого было более чем достаточно для раскулачивания. Отцу удалось избежать ареста, со средней сестрой они опять уехали в Азербайджан. Поскольку четверо детей в ту пору уже учились в техникуме и старших классах школы в городе Марксштадте, «раскулачили» только маму с двумя младшими – Гильдой и Альбертом. Дом опечатали, самих выставили на улицу. Родственники помогли перебраться к папе – при помощи друзей-бакинцев он уже поступил на службу в поликлинику.
Чего только не пришлось пережить девушке-немке: туберкулез; волнения за отца в 1937 году, в «ежовщину»; переезд обратно на Волгу в первые месяцы войны, где в доме старшей сестры поселились большущей семьей из 18 человек. Землячки Гильды с полной отдачей работали в колхозе. Но 28 августа вышел указ о переселении немцев в районы Казахстана и Сибири.
Партию спецпереселенцев привезли в Новосибирск. Их забрал председатель семеноводческого колхоза Чистоозерного района.
В трудармию в 1943 году девушку не мобилизовали – открылась старая болезнь. Но нужно было получать образование, осваивать какую-то профессию. Удалось окончить курсы медсестер, устроиться в больницу. Позднее экстерном сдала экзамены за курс медучилища. А в вуз дорога была заказана...
О «перегибах на местах» Гильда Адамовна вспоминает с особенной болью. Находясь при исполнении служебных обязанностей, одни чиновники принимали разумные, человеческие решения, но другие «перестраховывались», при этом коверкая судьбы простых людей.
На службе Отечеству
В октябре 1944 года Гильду мобилизовали в Новосибирск на службу в лагерь военнопленных в Ленинском районе. Истощенных и подавленных немцев косило рядами. Сестрам поставили задачу: «Чтобы они не умирали!» Пришлось, кроме выполнения обычных обязанностей, настоятельно ходатайствовать перед начальством об улучшении питания.
Работа под началом «их» врачей, немцев и австрийцев, дала большой опыт и знания, особенно по анатомии человека, которые впоследствии пригодились.
В Академгородок Гильду Адамовну, как и многих, привело стремление получить отдельное жилье. В «академическую» поликлинику на ул. Мичурина опытную медсестру приняли с радостью. Заведующей импонировали ее профессиональные и человеческие качества, в том числе природная аккуратность и любовь к справедливости.
– У супругов много наград за добросовестный труд. Гильда Адамовна – ветеран труда и отличник здравоохранения. Михаил Лукич в 1944 году награжден орденом Красной Звезды, а к 40-летию Победы – орденом Отечественной войны I степени. Они достойно прошли большой жизненный путь, – завершает свой рассказ Ольга Владимировна. – Меня радует само общение с этими стойкими, мудрыми и доброжелательными людьми: оно воодушевляет, дает пищу для размышлений и силы в преодолении трудностей.
Маргарита ГОНЧАРОВА
Комментарии