Один день во Иордане
Один день во Иордане
Один день во Иордане
Традиционноеомовение использовалось во многих обрядах различных культур и религий с одной итой же целью – смыть с себя темные стихии, очиститься, обновить энергию тела –трактовки действа могут быть различны, но смысл везде одинаков. В языческиевремена детей погружали в реку, празднуя вступление нового человека в своесообщество. Жизнь, когда-то зародившаяся в воде, стремится к ней постоянно. Втеплый полдень 19 января более тысячи жителей Бердска и Академгородка собралисьу полыньи на берегу Обского моря (Бердская коса за поселком Изумрудный), чтобыуслышать нежный и кроткий голос настоятеля Бердского собора отца Василия: «ВоИордане крещающуся тебе, Господи…» – и в двухтысячный раз повторить обрядкрещения вслед за Иисусом.
Организациюавтобуса «Академгородок – Иордань» взял на себя один из прихожан Бердского собора,председатель студенческого совета НГУ В. Юрчук. В прошлом году участникамиомовения невольно стали все свидетели обряда – под тяжестью огромногоколичества людей лед опустился на 15 см, и те стояли около полыньи по щиколоткув воде, а красные ковровые дорожки представительно покачивались на ледянойволне. В этот раз народ предусмотрительно выстроили в очередь, тянувшуюся свысокого берега по узенькой тропинке, охраняемой кадетами. Желающие набратьводы из освященной полыньи или искупаться в проруби допускались небольшимипорциями, по мере того как место покидали предыдущие, а около шатров,спрятавшись за крестами и елками, команда МЧС охраняла здоровье и жизньверующих.
Впрочем, средикупающихся было много простых и веселых русских моржей – женщин и мужчин, непридающих особого значения религиозной составляющей праздника и лишьприблизительно знакомых с его историей. Дело хорошее, богоугодное, день теплый,да и батюшка за нас помолится – глядишь, может, хвори сойдут или чудо какоесовершится. Многие пришли людей посмотреть, себя показать да водицы святойнабрать. Одни наполняли банки, чтобы действительно пить эту воду целый год,добавляя по капле в свои чашки. Другие признались, что побаиваютсяэкологического фактора и используют святую воду из Обского водохранилища толькодля окропления жилища и полива цветов. Но пятилитровые пластиковые канистры ите, и другие по-хозяйски наполнили доверху.
Признаниенекоего условного равноправия между силами божественными и законами науки,крещенской святой водой и кишечной палочкой характерно сегодня для подавляющегобольшинства верующих людей. Говорит ли это о том, что по истечении двух тысячлет языческий характер верований остается практически неизменным, с той лишьразницей, что место непросвещенных языческих богов теперь занимают болеецивилизованные – химия, физика, биология, медицина, а чудесная сила заговоров игаданий изрядно потеснилась в пользу чудес техники? Не отрицая полезностинаучных достижений, настоятель Бердского собора отец Василий объясняет этообстоятельство одним лишь рационализмом и человеческим маловерием. Обвинитьсовременного человека, тем более жителя академического городка, в излишнейрациональности было бы нелепо. Но где же тогда кончается вездесущий рационализми начинается настоящая вера?
К счастью,извечные псевдокультурные метания никак не повлияли на историю и сущностьобряда «Иордань», который изначально совершался именно с язычниками,обращающимися в единую веру задолго до того, как к Иоанну явился Иисус и просилкрестить его. Омовение было и остается символическим действием: покаянием,очищением от скверны и приобщением к единой вере. Иоанн Креститель призвалнарод совершать священное омовение (тевилб – евр.) на реке Иордан. Он предлагалделать это не только язычникам, но и правоверным израильтянам, подчеркивая, чтонаступает новая эра Духа, когда Сам Господь приходит на землю и требует отлюдей, даже выросших и воспитанных в правоверии, пройти через священноеомовение, покаяние.
Лишь послекрещения Иисуса этот древний обряд получил новый смысл – вхождение в освященнуюХристом воду. Само таинство крещения раба Божьего происходит лишь однажды иназывается миропомазанием. «Поэтому мы и говорим: исповедую едино крещение вооставление грехов. То есть взрослый человек, приходя к крещению, должен пониматьего как примирение с Богом, как вхождение во Святую землю правды, добра,чистоты, верности» (А. Мень). Ежегодный же обряд «Иордань» – это нетаинство, а символ крещения тридцатилетнего Иисуса. Погружение креста с егоизображением в крестообразную же полынью сопровождается словами: «Троическоеявися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ТяСына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся,Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!»
Прежде чемпроизнести эти слова и трижды погрузить крест, отец Василий освятил воду вполынье, плеснув туда немного воды из реки Иордан, к которой он совершилпаломничество три года назад вместе с настоятелем новосибирского Собора АлександраНевского. Поездку спонсировали прихожане-предприниматели, которые неоднократнобывали в Палестине, предпочитая паломнические путешествия курортам иразвлечениям.
ОтецВасилий: Мы были в местах, где Господь родился и страдал. Когда ярассказывал о своих впечатлениях прихожанам, одна бабушка загорелась побывать втех местах. Я объяснил, что это стоит целую тысячу долларов, но она твердорешила накопить необходимую сумму. Недостающие деньги ей дал племянник, и в2005 году она побывала там на Пасху. Это не единственная пенсионерка из моегоприхода, которая побывала на родине Христа. Если есть желание человека –Господь помогает.
– Так линужно православному посещать место, где живут люди совершенно иной веры,иудейской?
– В Иерусалименеважно, какой ты веры. Это город колоссальной религиозной терпимости, и тудаприезжают люди самой разной веры – иудеи, мусульмане, баптисты, католики. Есликто-то из них попробует учинить религиозные споры, его очень быстро под белырученьки выведут из страны. У Гроба Господня в полночь совершаются ежедневныебогослужения в порядке очередности: сначала – православные христиане, потомармяне, а затем – католики. А земля, где располагается Гроб Господень, и вовсепринадлежит арабу-мусульманину. Это сложилось исторически, и, веруя в Аллаха,хозяин этой земли, тем не менее, уважительно относится ко всему происходящемуна ней.
– Как выобъясняете значение праздника Крещения своим прихожанам?
– В этотпраздник каждый год совершается чудо, которые не все мы способны понять иосознать. Господь пришел принять крещение, хотя это не нужно было ему. Онпришел исполнить всякую правду, очистив естество человеческое и водное: «Днесьвод очищается естество». Он придал воде первозданное нетленное свойство, и эточудо повторяется каждый год. Спросите у людей, сколько месяцев, лет можетстоять крещенская вода? Разве это не чудо, что она не портится? Разве неявляется она образом царства небесного, если дается нам для очищения души итела? Вся вода на всей земле становится чистой, даже водопроводная.
–Неужели современный человек способен в такое поверить?
– Нет, неочень способен. Сейчас распространено маловерие. Времена такие, с однойстороны, что люди не могут поверить в чудо. Но чудо от этого, слава Богу,никуда не исчезает. Взять, например, ту же погоду. Во все дни перед Крещением ипосле – до тридцати мороза и больше, а в это утро – полная благодать и минус 7.
А как можноповерить в божественный огонь, который возгорается в Храме Воскресения каждыйгод? Патриарха Иерусалимского по традиции обыскивают, чтобы не было у него вкарманах ни спичек, ни зажигалки. Он молится и раскладывает вату у ГробаГосподня. В храме начинают мелькать молнии, появляются искры – и ватазагорается. От горящей ваты люди зажигают пучки свечей (33 штуки), огнемкоторых «омывают» себя безо всякого риска обжечься или устроить пожар.
Такогоколичества церквей и приходов, как сегодня, в России не было с царских времен.Люди снова тянутся к церкви, как дети к матери, и не умеют ее понять, как немогут дети понять матери своей. Но молодых и детей в церкви с каждым годомстановится все больше. В воскресенье иногда по сорок-пятьдесят малышей до трехлет приводят причащаться.
– Иисуспришел креститься осознанно, когда ему уже было тридцать лет. Хорошо ликрестить малых детей, когда они не понимают, зачем им это нужно?
– Так думаютпротестанты. Но ребенок воспитывается до четырех-пяти лет, впитывая в себя то,что дают ему родители. Каким же образом и когда он сам придет к церкви, еслиродители не приведут его к ней? Чем позже человек приходит в церковь, темсложнее ему постичь и принять. Господь же помогает ребенку возрастать ителесно, и духовно. Прикоснуться к церкви может и ребенок несмышленый, инекрещеный человек – не будет ему отказано в благодати. Пусть многие приходяткупаться просто так – частичка благодати будет им подарена.
МарияШКОЛЬНИК.
Комментарии
Оригинальная Массовая рассылка Вашего предложения по Новосибирску
Подробности на сайте
http://harvester.jino-net.ru/
Оригинальная Массовая рассылка Вашего предложения по Новосибирску
Подробности на сайте
http://harvester.jino-net.ru/