Образная память ребенка
Образная память ребенка
В фильме «Доживем до понедельника» есть сцена, в которой учитель отчитывает мать двоечника и советует развивать память, а не водить пацана в танцевальный кружок. Мама с плачем начинает рассказывать о том, что мальчик неблагополучен с самого рождения. И вот тут бы научить маму, как помочь ребенку, но по воле режиссера плохая память превратилась в приговор.
Запоминание – процесс прохождения информации через подсистемы памяти с разной длительностью хранения: сенсорную, кратковременную и долговременную. Информация от органов чувств фиксируется сенсорной памятью менее чем на секунду.
Данные, попавшие в зону внимания, фиксируются кратковременной памятью (вот она, роль внимания в процессе обучения!). Обычный человек может одновременно контролировать не более 7 объектов и умудряется «схватывать» картинки с множеством подробностей. В первом случае работает словесно-логическая, во втором – образная память. Эволюция интеллекта привела к увеличению нагрузки на словесно-логическую память в ущерб образной, которая почти у всех перестает действовать к 25 годам. А ведь умение удерживать в памяти изображение и манипулировать им необходимо для запоминания больших объемов информации.
Современная педагогическая наука знает условия эффективного усвоения информации. Во-первых, запоминается то, что нужно для дела. Для запоминания бесполезной информации требуются сверхусилия. Она и быстро забудется, если не воспользоваться правилом «Повторение – мать учения».
Во-вторых, хорошо и надолго запоминаются тексты, которые приходится пересказывать, редактировать, конспектировать и т.д.
В-третьих, трудно запомнить то, о чем не имеешь понятия. Специалист легко усвоит новые данные, чем вызовет уважение новичка. Его память более цепкая благодаря ассоциациям, накопленным в профессиональной сфере. Зато новичок надолго запомнит свои первые шаги в профессии, потому что преодолевал их с трудом.
В-пятых, все мы хорошо помним о ярких, неожиданных событиях, особенно радостных. Серые будни и неприятности не задерживаются в памяти.
Чем могла помочь сыну мама из фильма «Доживем до понедельника»? Природа дала ребенку любопытство и образную память для его удовлетворения. С детства малышу надо что-то рассказывать, объяснять, отвечать на вопросы. Вот несколько упражнений для развития зрительного воображения и памяти.
1. Выберите предмет и смотрите на него, не отвлекаясь, запоминая подробности, сначала по несколько секунд, потом – минут. Угол зрения ежедневно меняйте.
2. Смотрите на предмет несколько секунд, запоминайте. Закрыв глаза, вызовите изображение как можно подробнее на 3-5 сек. На выдохе стирайте образ. Вспоминайте и забывайте картинку несколько раз. Научитесь глядеть на предмет как бы заново, с удивлением.
3. Смотрите на предмет в течение нескольких минут, затем закройте глаза и представьте его. Открыв глаза, сравните образ с оригиналом, найдите различия. Вспомните вкус, запах предмета, ощутите его поверхность. Научитесь рассматривать изображение предмета, глядя на чистый лист бумаги.
4. Запомните прохожего, закройте глаза и постарайтесь представить, как он идет.
5. Для запоминания слов научитесь связывать их в рассказ. Он должен быть составлен из ярких образов и не содержать других понятий.
6. Большие числа проще запоминать, разбивая на двузначные. Составьте таблицу двузначных чисел и соответствующих им образов: 1 – кол, 2 – лебедь, 3 – усы, 4 – перевернутый стул и т.д. Далее используйте образную память.
7. Иностранные слова запоминаются путем связывания с русскими, похожими по звучанию. Например, table (стол) – плоский, как таблетка.
Ольга АНТОНЕНКО
Комментарии