Объединились, чтобы выиграть
Объединились, чтобы выиграть
«Бердский политехнический техникум» – сложно привыкнуть к новой вывеске, красующееся сегодня над крылечками ПУ №16 и ПУ №56. Вошло в него и 47-е училище, но его небольшое здание техникумом не востребовано.
Процесс оптимизации в сфере начального и среднего профобразования волнует сегодня подростков и их родителей по всей стране. Коснулся он и трех бердских училищ, объединившихся, чтобы стать техникумом. Рассказать о настоящем и будущем нового образовательного учреждения мы попросили директора Юрия БУШУЕВА.
Его кабинет расположен в бывшем ПУ №56, которое он успешно возглавлял последние пять лет. До этого Юрий Алексеевич был замдиректора училища в Агролесе, а начинал военруком в барабинском ПУ №11. В системе профобразования он трудится уже четверть века.
– Когда стало известно, что три училища будут техникумом?
– 20 декабря прошлого года вышло постановление правительства НСО о реорганизации государственного бюджетного образования начального профобразования ПУ №16, ПУ №47 и ПУ №56 в форме слияния в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профобразования области Бердский политехникум. После этого министерство образования разработало план мероприятий по реорганизации. В результате 15 марта этого года зарегистрировано новое учебное заведение. Слияние подразумевало, что в рамках техникума сохраняются все специальности, которым обучали в этих профтехучилищах до объединения, поэтому все лицензии сохранились. Сейчас идет лицензирование на обучение новым для нас профессиям. Это туризм, коммерция, аналитический контроль качества химических соединений и дизайн. Набор на бюджетные места еще не завершен.
– Людям свойственно бояться нового. Как удалось преодолеть сомнения, связанные с реорганизацией учебных заведений?
– Постоянно жить по-старому невозможно. Никому не лучше оттого, что здания училищ стоят полупустые и выпускники школ не хотят получать те профессии, которым там обучают. Если профессия стала непрестижной для абитуриента или невостребованной на рынке труда, то оставлять ее невыгодно даже по экономическим соображениям. Обновление страны требует новых подходов по подготовке рабочих и техперсонала.
– Тем не менее, вы сохранили весь перечень профессий, дополнив его четырьмя новыми…
– Нельзя закрыть их одномоментно. Люди учились, переходили на следующий курс, кто-то уходил в академические отпуска. Кроме того, надо было сохранить всех преподавателей и мастеров профобразования. В результате никаких серьезных сокращений у нас не произошло. Из трех училищных коллективов, а это около двухсот человек, через эту процедуру прошло менее 10 человек. Кадровые перестановки коснулись, в основном, административно-управленческого персонала. Все наши педагоги остались на своих местах и продолжают работу с теми, кто уже учился, и теми, кто придет к нам в этом году.
– Есть ли у вас проблема недобора и чем она вызвана?
– Сложности возникают из-за демографической ямы, образовавшейся в середине 90-х годов, и из-за введения в школах нормативного подушевого финансирования, в условиях которого там стараются перевести в 10-й класс всех девятиклассников. Для нас создание техникума – не просто механическое слияние трех учебных заведений в одно с целью экономии и вывода из эксплуатации пустующих площадей, но и повышение престижа, оптимизация использования кадров, расширение возможности для обучающихся. Сегодня у нас две ступени профобразования: начальное и среднее. Кроме того, прорабатываем возможность заключить договорные отношения с СибУПК и Томским политехническим университетом, куда наши выпускники смогут поступать сразу на второй курс.
– Достаточно ли общежитий, библиотек, спортплощадок?
– Вопрос о количестве библиотек пока еще решаем, общежитий будет два. Их общая вместимость 660 мест, кроме учащихся, там живет много сотрудников. Спортплощадку на Островского своими силами восстановили, облагородили и открыли в сентябре прошлого года. Теперь все спортивные мероприятия проходят на ней.
– Родители высказывают опасения, что в техникум не будут принимать после девятого класса. Планируете ли отказаться от приема ребят с неполным средним образованием?
– Девятиклассников по-прежнему берем на обучение профессиям и среднего, и начального профобразования. Прежде всего, это наши новые направления: туризм, аналитический контроль качества химических соединений и коммерция. При поступлении на обучение специальностям среднего профобразования необходимо сдать экзамены в форме теста или предъявить результаты ГИА. Здесь ребята могут также стать лаборантом-экологом, слесарем КИПиА, радиомехаником, электромонтером, крановщиком, сварщиком, отделочником и оператором швейного оборудования. Продавцов и поваров на базе 9 классов теперь готовить не будем. Это стратегия и тактика министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. Считается, что учить три года продавца или повара экономически невыгодно. Кроме того, много таких специалистов состоит сегодня на учете в центрах занятости как безработные Поэтому на эти специальности набираем ребят после 11 классов и взрослых на кратковременные курсы по переподготовке. Многим профессиям можно обучиться на курсах на средства заинтересованного работодателя, центра занятости либо самого гражданина.
– Продолжается ли прием выпускников детских домов, коррекционных школ и интернатов?
– Для работы с выпускниками коррекционных школ требуется специальная подготовка кадров, поэтому с ними будут заниматься всего три образовательных учреждения: ПУ №18, ПУ №22 и 76-е училище, переведенное в статус агрошколы. Выпускников детдомов принимаем на общих основаниях. Для них предусмотрено бесплатное питание и полагающееся гособеспечение.
– Как будет организовано питание учащихся?
– В здании бывшего ПУ №16 есть столовая, в учебном корпусе на улице Островского есть помещение для приема пищи, где можно пообедать блюдами привозного питания.
Постановлением №283 от 1 июля 2011 года правительство Новосибирской области утвердило комплексную региональную программу на 2011-2015 гг. Она предусматривает оптимизацию сети учебных заведений начального и среднего профобразования. На нее планируется дополнительно затратить свыше 1,5 млрд рублей из областного, федерального бюджетов и собственных средств. Многие училища пройдут по тому же пути, что и мы: их объединят в техникумы. Некоторые, например, ПУ №55, будут самостоятельно преобразованы в техникум. Часть училищ станут отраслевыми ресурсными центрами по подготовке кадров для разных отраслей или приобретут статус агрошкол. Так, к 2015 году из 65 училищ области получится 18 техникумов, 8 училищ, 8 лицеев, 2 колледжа, 10 агрошкол и 20 ресурсных центров.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии