О тарифах на ЖКУ
О тарифах на ЖКУ
В ноябре 2009 года приказом Администрации Советского района создан общественный совет, призванный помочь населению во взаимодействии с управляющими организациями в сфере ЖКХ. Его первоочередные задачи – рассмотрение вопроса о формировании платы жильцов за жилищно-коммунальные услуги в 2010 году, разработка предложений по совершенствованию договора управления между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией, выработка рекомендаций по содержанию и формам отчетности управляющей организации перед собственниками многоквартирных домов.
По Жилищному кодексу РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить общее собрание. На нем управляющая организация предлагает новые тарифы, владельцы квартир с ними соглашаются, голосуя «за», либо отвергают, голосуя «против» или «воздержался». Тариф предлагается не просто так: управляющая организация информирует собственников об общем состоянии дома, итогах работы за прошлый год, результатах весеннего и осеннего осмотра общего имущества и предлагает утвердить перечень работ и услуг, их объемы, периодичность и стоимость, из которых формируется тариф.
Тарифы по оплате электричества, холодной, горячей воды, отопления и, частично, по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов разрабатываются и утверждаются решениями региональных и муниципальных органов власти, а вот определение тарифов по статьям: «содержание и текущий ремонт жилья», «капитальный ремонт» – прерогатива собственников жилья.
Формирование тарифов по этим двум статьям должно идти в три этапа: расчет и обоснование тарифа, согласование, утверждение. Рассмотрим последовательно каждый из них, и проследим, какие действия должны предпринять собственники. Предварительно необходимо заметить, что для наилучшего решения этих вопросов желательно, чтобы собственники избрали старших по дому и подъезду, так называемый домовой комитет, а также утвердили кандидатуры уполномоченных собственников (им может быть старший по дому), которые и будут от имени всех собственников общаться с управляющей организацией.
ШАГ №1. РАСЧЕТ И ОБОСНОВАНИЕ ТАРИФА
Он делается на основании подготовленных и предложенных управляющей организацией: перечня обязательных работ и услуг, перечня работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества, акта технического состояния дома, дефектных ведомостей, ориентировочных смет на выполнение предполагаемых ремонтных работ (как текущего, так и капитального ремонта).
Далее, при рассмотрении перечня, следует внимательно проанализировать, какой объем обязательных услуг необходим для обслуживания вашего дома, определить, с какой периодичностью они будут выполняться, а также оценить их стоимость. В частности, изменив количество частичных осмотров конструктивных элементов, можно оптимизировать оплату за предоставление этих услуг.
Естественно, у собственников возникает вопрос: откуда можно узнать, сколько может стоить та или иная услуга? Примерная стоимость обязательных услуг для разных типов домов может быть взята с сайта департамента жилищного хозяйства мэрии http://www.degkh.ru в разделе «Тарифы». Кроме того, целесообразно провести сравнение с аналогичным перечнем по вашему дому за прошлый год, а также с отчетом по фактически выполненным в прошлом году работам и услугам.
Акт технического состояния дома ответит на вопросы: какие именно ремонтные работы желательно сделать в вашем доме в следующем году, каков объем этих работ – в соответствии с дефектными ведомостями, а стоимость – по сметам. Важно правильно расставить приоритеты выполнения работ, выбрать действительно необходимые и, оценив их, рассчитать стоимость, приходящуюся на один квадратный метр жилья.
ШАГ №2. СОГЛАСОВАНИЕ
Со специалистами управляющей организации обсуждаются те позиции перечня, по которым собственники считают, что стоимость или объем предлагаемой услуги завышены, нет необходимости или возможности выполнить в этом году предлагаемые ремонтные работы, и находится компромиссное решение.
Например, в предлагаемом ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» перечне на 2010 год примерно в два раза возросли планируемые расходы на аварийное обслуживание и вывоз крупногабаритного мусора по сравнению с фактическими затратами в 2009-м. В прошлом году на аварийное обслуживание ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» закладывал 0,6 руб./кв.м, мэрия тогда рекомендовала 0,48 руб./кв.м, фактически списанные с отдельных домов за девять месяцев деньги на аварийное обслуживание в 2009 году выливаются в тариф 0,51 руб./кв.м. В этом году ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» предлагает уже 1,05 руб./кв.м. На вывоз крупногабаритного мусора в прошлом году был тариф 0,24 руб./кв.м, а в этом предлагают 0,49руб./кв.м.
Но самого весомого уменьшения тарифа можно добиться за счет услуг по управлению домом. Во всех нормативных документах услуги по начислению и сбору платежей входят в стоимость услуг по управлению многоквартирным домом, а услуги по управлению мэрия рекомендует УК оценивать в размере 10% от суммы расходов на содержание и ремонт. ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» выделяет услуги по начислению отдельной строкой и оценивает в 11% в тарифе. Получается, что управленческие услуги жителям обходятся не в 10%, а в 21%. Здесь явно требуются дополнительные разъяснения ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» и принятие компромиссного решения.
В нахождении такого решения заинтересованы как жители, так и управляющая организация. Для жильцов важно то, что дом необходимо сохранять в исправном состоянии для их комфортного проживания. Управляющая организация заинтересована в том, чтобы были приняты ее предложения хотя бы частично, так как в случае отказа собственников согласовать предлагаемый тариф на «содержание и текущий ремонт жилья» предельное его повышение не может быть более чем на 10% относительно прошлогоднего (в соответствии с приказом департамента по тарифам от 30.09.2009 г. №48-К), причем только для нанимателей, а не для собственников.
ШАГ №3. УТВЕРЖДЕНИЕ
Процесс утверждения состоит в подготовке следующих документов: повестки дня общего собрания собственников с информированием за 10 дней о форме, месте и времени его проведения и реестра/бюллетеня для голосования.
В повестку дня необходимо включить:
избрание председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии (с указанием представителя, голосующего от имени наймодателя жилых помещений в многоквартирном доме). Наделение их правом подписания протокола;
утверждение уполномоченных лиц собственников помещений в многоквартирном доме;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) многоквартирного дома;
утверждение перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за них;
утверждение перечня работ по капитальному ремонту и платы за них;
утверждение размера платы за вывоз и утилизацию ТБО;
утверждение размера и способа распределения платы за электроэнергию для освещения мест общего пользования (МОП);
наделение управляющей компании правом сдавать в аренду общее имущество собственников дома с согласия уполномоченных лиц собственников помещений – актива дома. Средства, полученные от хозяйственного оборота общего имущества, направлять на его содержание и другие нужды дома по решению уполномоченных лиц собственников – актива дома;
установление порядка извещения собственников помещений о проведении общего собрания и его результатах;
определение места хранения бюллетеней голосования и протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Уважаемые жители Советского района! По вопросам проведения общего собрания и формирования реестра/бюллетеня для голосования приглашаем вас на методический семинар 11 февраля в 16 часов в Администрацию Советского района по адресу: пр. Ак. Лаврентьева, 14, конференц-зал в комн. №216.
Общественный совет правобережной части района
Комментарии
Где можно посмотреть все тарифы на услуги?