О «Сибирских берендеях», и не только
О «Сибирских берендеях», и не только
О «Сибирских берендеях»,
и не только
– Власти часто недооценивают людей. Вот посмотри,какие бурные дискуссии идут о будущем городковских лесов, – говорит мне ШураДубынин, директор Сибирского экологического центра. – Людям небезразличносостояние леса, его будущее. Так направьте эту энергию «в мирное русло»: люди судовольствием примут участие в уходе за лесом. Не нравятся многочисленныезвонки из-за каждой рубки? Значит, надо вести разъяснительную работу! Нужнопредупреждать о санитарных рубках в прессе, объяснять, зачем они нужны. Выговорите, на поддержание эстетического вида лесной зоны нужны огромныесредства, а найти их нереально? Но огромный пласт работ можно доверитьнаселению: более того, оно справится даже лучше, чем случайный работник. Асамое главное, все это в Городке уже было – нужно просто вспомнить. КонстантинАлександрович Коробасов приложил немало сил и сыграл огромную роль в быломучастии населения, и в первую очередь школьников, в активной «лесной жизни».
– Сходи, познакомься – не пожалеешь, – убеждает меня взятьсяза тему и Елена Дубынина. – Константин Александрович – удивительный человек!
Многочисленные статьи в газетах, передачи на радио ителевидении, даже три короткометражных фильма – школьное лесничество «Сибирскиеберендеи» в свое время гремело на весь Советский Союз. Письма приходили нетолько со всей страны, но и из Польши, Чехословакии, Болгарии. «Сибирскихберендеев» называли феноменом, а специалисты уверяют, что и сегодня у них естьчему поучиться. Константин Александрович организовал это школьное лесничество в1974 году в школе №162, где работал учителем биологии. В скором времени вработу лесничества были вовлечены уже все школы Советского района.
Признаюсь честно, меня объем работ и их продуманностьвпечатлили. Вот Константин Александрович достает план. За каждой школой былзакреплен участок леса (30-100 га). Мы смотрим участок школы №162: кусок леса и жилыедома. Примечательно, что не только в лесу, но и в каждом дворе отмечены по 2-3скворечника, 2-3 синичника, бельчатник и 3-4 кормушки. Все этоизготавливалось своими руками в школьных мастерских (фундаментальные,деревянные кормушки и сегодня кое-где остались).
Конечно, развешанными кормушками сейчас никого неудивишь – вон их сколько висит, пусть и не таких добротных. Но кормушки непросто вешали. Ежегодно на подкормку белок и зимующих птиц выделялось по 3-4мешка семян и орехов (их закупало Общество по охране природы и Ботаническийсад). Каждые два дня ребята сами на лыжах развозили корм. По весне птичьи домики,бельчатники чистились, ремонтировались, а по необходимости заменялись новыми.Работу курировали егеря ЛОС.
Весной свой участок леса чистили от валежника,приводили в порядок. Правда, с бытовым мусором в лесах ситуация была получше.
– Мы обязательно мусор смотрели, старались найтихозяина и привлечь его к ответственности, – рассказывает Коробасов. – Как-тораз даже паспорт в мусорной куче нашли! Но чаще всего приходилось устанавливатьвладельца по письмам, газетам...
Обязательной была работа на пришкольных участках. Зеленьдля школьной столовой сами выращивали. А цветами не только свою любимую школуобеспечивали, но и детские сады! Отдельный разговор о теплицах: они,оказывается, когда-то были буквально в каждой школе нашего района. Сама я,правда, теплицу видела только у гимназии №3 (бывшая школа №25). Зато в ней мнедаже однажды довелось поработать! И, как выяснилось, эта теплица – одна изпримечательных: там действовала самая настоящая метеостанция. Школьники подруководством Константина Александровича измеряли температуру, влажностьвоздуха, скорость ветра, глубину снежного покрова. Данные собирались дважды внеделю, сверялись с показаниями метеослужбы и рассылались в 14 различныхорганизаций города.
Еще одно весеннее дело – операция «Черемуха». Благоухающуючеремуху, яркие огоньки многие хотели бы видеть не только на улице, но и у себяв квартире. Букеты пусть недолговечны, но так красивы! Специальные лесныепатрули (куда, кстати, кроме школьников и представителей ЛОС, обязательновходил и милиционер) на таких «любителей природы» составляли протокол. Голубыепатрули ловили браконьеров в районе ГЭС, речек Зырянка и Шадриха. Причемвыходили патрули в дозор по графику – с такой защитой леса, действительно, стораз подумаешь, прежде чем и елочку срубить, и букет нарвать, и мусор выкинуть.
Я слушаю Константина Александровича, смотрю фотографиидевчонок и мальчишек в форме лесников и думаю: почему же сегодня всего этогонет? Может, дети уже не те?
– Да нет, дети тут ни при чем. Изменилось общество.Раньше говорили: «Лес – наше богатство». Мы берегли его и знали, что ондействительно наш! А сейчас вокруг частная собственность, аренда – все чье-то!Да и к охране природы стали относиться иначе. В 70-80-е годы район был первым вгороде и по количеству членов Всемирного общества охраны природы (в каждоминституте была первичная ячейка), и по природоохранной работе – переходноезнамя из нашего района по нескольку лет подряд не уходило. Вокруг было многоинициативных людей: Я. Рузманов (директор ЛОС), И. Таран (директорЦСБС), Н. Фиськов (зампредседателя исполкома), Н. Климова(зампредседателя исполкома по природоохранной работе), В. Сергеев (старшийлесничий), Слава Перескоков (председатель школьного лесничества «Сибирскиеберендеи») и многие другие. Мы работали не за деньги – за идею.
Интервью окончено, но меня не отпускает мысль: как этотудивительный человек умудрялся все успевать? Ведь многим бы хватило за глазаодной работы в школе и школьного лесничества. А Коробасов был еще и научнымсотрудником Ботсада, сотрудником ЛОС, секретарем парторганизации ЛОС,начальником штаба гражданской обороны Ботсада, инспектором по труду районо (и этоне полный перечень его должностей). Впечатляет, не правда ли? Да, чуть незабыла упомянуть о хобби: серьезное увлечение филателией и туризмом.
Я задала мучающий меня вопрос. Но Константин Александровичлишь хитро улыбнулся:
– Молодой был – вот и весь секрет…
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии