• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:02 суббота, 04 мая
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    04.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • О качестве, количестве и образовании

    О качестве, количестве и образовании

    О качестве, количестве и образовании Наше бедное образование сотрясает одна реформа за другой. Только мы успеваем разобраться с одними изменениями, как уже запланированы новые.>>>


    Наше бедное образование сотрясает одна реформа за другой. Только мы успеваем разобраться с одними изменениями, как уже запланированы новые.

    Очередная реформа, как обычно, вызвала волну слухов среди населения, критики среди специалистов и жизнерадостных репортажей на центральных каналах. Казалось бы, информации много. Вот в Интернете новость под заголовком «Подушевое финансирование похоронит будущую науку», вот в аналитическом журнале критические замечания специалистов: «Что поделать, нефтяной державе нужны рабочие, а не ученые». Окружающие сетуют: «Теперь в школах факультативы станут платными, учителей же придется сильно сократить».

    Найти внятный ответ, что же в действительности представляет собой школьная реформа, не так просто. Актуальной информацией о подушевом финансировании и других «новинках» с читателями «Навигатора» поделилась Зинаида ГРЕБНЕВА, начальник отдела образования Советского района.

     

    По мнению инициаторов изменений, в России, несмотря на значительные денежные вложения в систему образования, несмотря на уменьшение количества детей, качество образования ухудшается. Поэтому и возникла идея комплексного проекта модернизации системы образования (КПМО). В прошлом году Министерство образования предложило желающим регионам подать заявку на участие в конкурсе по поддержке инновационно развивающихся систем образования и среди подавших документы в марте этого года выбрало 21 пилотный регион, где и будет отрабатываться КПМО. Новосибирская область вошла в список.

    Участвуют в проекте отнюдь не все школы и распределены они по городу и области тоже не равномерно. Наш район сильно выделяется на общегородском и областном уровне по количеству школ-участниц – 14 (из 20 существующих в районе). Но интересен Советский район не только количеством, но и участием разных школ, возможностью апробации проекта в различных образовательных учреждениях. Например, наряду с такими статусными учебными заведениями, как лицей №130, гимназии №3, №5 и №6, в проект включилась одна школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№163) и 9 – общеобразовательных.

    Что же такое КПМО? Этот проект включает в себя 5 направлений.

    1. Нормативное подушевое финансирование. Как понятно из названия, финансироваться будет каждый ученик. По утвержденному нормативу, средняя «стоимость ученика» в Новосибирской области составляет 13350 руб. в год, при этом 12500 руб. – фонд оплаты труда педагогов, 850 руб. – приобретение учебных пособий. Соответствующие суммы теперь и будут выделяться школам. Например, школа с 600 учащимися получит 13350*600 = 8 млн руб.

    Но это лишь базовая сумма. На нее накладываются повышающие коэффициенты. Для городских школ предусмотрено 2 таких коэффициента: коэффициент для гимназий и лицеев (1,4) и коэффициент за особые условия работы школы: наличие столовой, спортивного комплекса, бассейна, локальной сети, учебно-методического центра в библиотеке (по 1,015 за каждый пункт).

    2. Новая система оплаты труда. Учителя часто жаловались, что при оплате труда никак не учитывалось качество работы педагога: подходите вы к работе формально или с душой – получали все одинаково. Теперь же фонд оплаты труда предлагается разделить на базовый (70%) и стимулирующий (30%). Такого соотношения нам предстоит достигнуть к 2009 году. Начали же мы с соотношения 75% и 25%.

    Из базовой части будет выплачиваться зарплата учителям и административно-вспомогательному персоналу. Педагогам оплачиваются уроки, дополнительные занятия по предмету (факультативы, спецкурсы, кружки, заведование кабинетом, проверка тетрадей), учитывается его квалификация, награды, звания, заведование кафедрой и т.д.

    Стимулирующая же часть должна учесть качество работы учителя. Критерии оценки качества каждая школа разрабатывает самостоятельно. В любом случае оценка эта будет внешней, исходящей не от самого педагога. В частности, с 2009 года мы все переходим в обязательном порядке на ЕГЭ – прекрасная внешняя экспертиза. Хотя как практик могу вас заверить, что панацеей единый государственный экзамен быть не может. Кроме того, будут учитывать внеклассную работу учителя как с сильными, так и со слабыми учениками... Думаю, в наших школах большое внимание уделят материальной поддержке учителей за участие и результаты их учеников в конкурсах, конференциях, олимпиадах, научных проектах.

    3. Исходя из вышесказанного, третье направление проекта – создание школьной системы оценки качества образования.

    4. Отдельный вопрос: кто будет распределять стимулирующий фонд? Директор? Но у педагогов тотчас возникают опасения: не будет ли любимчиков? Для того чтобы этого не произошло, стимулирующий фонд предлагается распределять специальному совету, состоящему из учителей и родителей. Директор каждый месяц представляет совету свои предложения по оплате труда педагогов. Только после утверждения советом издается приказ. Поэтому четвертое направление – создание системы государственно-общественного управления школой. На самом деле сегодня во всех школах – участницах проекта уже есть свои советы. Называются они везде по-разному (попечительские, управляющие), но функции выполняют схожие.

    5. Последнее направление – реструктуризация системы образования. При вышеописанной схеме оплаты маленькие школы становятся невыгодны. Точнее сказать, выделяемых денег им попросту не хватит на жизнь. А ведь с 1 января 2008 года на новую систему оплаты будут переведены все школы России. Решить проблему с «нерентабельными» школами – задача администрации. Есть такие учебные заведения и в нашем районе. Например, школа №6 (103 учащихся), школа №125 (145 учащихся). Вот и получится, что школе №6 фонда оплаты труда при новой системе хватит лишь на полгода... Да и в настоящее время качественного образования ученики школы №6 получить не могут. Но дело здесь не в качестве преподавания, а в условиях: отсутствие компьютеров, выгребная яма и т.д. Сейчас решается вопрос о присоединении школы №6 к 165-й. Территориально они расположены близко, условия в школе №165 просто отличные: 2 спортивных зала, бассейн, дополнительные площади для внешкольной работы. Конечно, решение о выборе школы останется за детьми и их родителями: рядом есть и другие школы. В помещение 6-й школы после капитального ремонта мы планируем перевести вечернюю школу №32. Школу №125 будем сохранять, в настоящее время ищем варианты ее дальнейшего развития, ведь к 2010 году ожидается рост числа учеников, прежде всего в микрорайоне «Щ».

    Как и любое начинание, этот проект столкнулся с критикой, непониманием, опасениями. Вы, наверное, и сами замечали: все новое сначала ругают, потом говорят, что в этом что-то есть, и только спустя время могут похвалить...

    В проекте есть свои плюсы и минусы. Большой плюс, на мой взгляд, это желание поощрить педагога, работающего качественно, добросовестно, профессионально и творчески. Но пока учителя этого могли и не почувствовать. В сентябре они в зарплате не выиграли – шли сложные финансовые подсчеты, система была совершенно не отрегулирована. Многие директора, боясь уменьшения фонда оплаты труда, жестко просчитывали штатное расписание и оказываемые школой дополнительные услуги: факультативы, спецкурсы и т.д. Но это были лишь временные трудности переходного периода, и никто отказываться от подобных услуг или делать их платными не собирается. В соответствии с условиями эксперимента зарплата и общее финансирование по лимитам 2007 года сохранится полностью, и, кроме того, уже проведено дополнительное финансирование учреждений, вошедших в эксперимент. В настоящее время зарплата педагогов в школах, участвующих в эксперименте, выросла на 15-20%, а в отдельных учреждениях – на 30-40%. С января ожидается повышение норматива, следовательно, будет расти и зарплата. Кроме того, три школы нашего района, первыми вступившие в проект (лицей №130, гимназия №6 «Горностай» и средняя школа №165), уже получили по 700 тыс. руб. на укрепление материально-технической базы. Нам обещают, что и другие школы-участницы получат соответствующую поддержку.

     

    Что ж, при ближайшем рассмотрении реформа выглядит не так ужасающе. Может быть, в ней даже что-то есть?

     

    Подготовила Юлия ЧЕРНАЯ


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Новый мэр – о своих планах
    248 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    62-я эстафета
    259 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    236 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Наш человек
    250 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Поздравляем товарища
    242 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Не допустить трагедии
    265 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24

    Популярное