Новые тренды образования
Новые тренды образования
Интерактивный семинар для педагогов Академгородка «Новатор образования XXI века» прошел в гимназии №6 «Центр Горностай». Московские специалисты познакомили его участников с форсайтом «Образование 2030». От традиционных прогнозов форсайт отличается комплексным моделированием основных факторов и сил, влияющих на будущее. Своего рода это системный подход к оценке долгосрочных перспектив науки, технологий, экономики и общества.
Руководитель образовательных программ и модератор форсайт-сессий Дмитрий Судаков представил собравшимся перспективы развития школьного образования на ближайшие 10-15 лет. По прогнозам его единомышленников, к 2030 году произойдет окончательное расслоение наших школ на элитные, средние и «отстойные» (это термин, которым оперировал выступающий). В последних будут не столько учиться, сколько социализироваться дети из малообеспеченных и проблемных семей. В элитных образовательных заведениях роль педагогов возьмут на себя тьюторы (специалисты, сопровождающие учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, они также участвуют в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных) и менторы (менторинг можно описать как содействие обучению с долгосрочными целями). Значит педагогам придется дополнительно учиться, чтобы соответствовать новым требованиям работодателей. Государство будет финансировать школы лишь частично.
В качестве аргументов выступающий назвал изменения системы ценностей в современном обществе, требований и компетенций, восприятия образования. Рост индивидуализации, повышение требований к безопасности, увеличение игровой компоненты в образовании и общая глобализация были представлены как ключевые тренды.
Во время интерактивной части участникам предложили создать какой-либо тренд, связанный с российской образовательной системой.
Однако не все педагоги были согласны с московскими специалистами.
– Несправедливо утверждать, что в обычной муниципальной школе невозможно получить качественное образование. Да, от учителя зависит немало, но ведущую роль играет контингент. Я имею в виду не уровень дохода или социальный статус семей, а заинтересованность в результате и способности самих учащихся. За долгие годы работы большинство моих выпускников получили высшее образование и стали успешными людьми, – поделилась своим мнением одна из педагогов.
– Расслоение школ, к сожалению, неизбежно. Но хочется, чтобы оно происходило по другим принципам. Например, по степени мотивации учеников. Однако не этот вопрос должен волновать сегодняшних учителей. Классики педагогики говорили, что главное в обучении – воспитание. Неплохо было бы рассмотреть такой форсайт-проект, как «Нравственность-2030» или «Мораль-2030». И выходит, что в сегодняшнем выступлении главная задача педагогики оказалась спрятанной за новомодными словами, – считает учитель математики Алексей Малыгин.
С утверждением опытного педагога из Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского сложно не согласиться. Воспитание нравственных качеств и человечности в представителях подрастающего поколения сегодня особенно ценно.
– К модели образования, предложенной авторами форсайта, много вопросов. Поэтому, поработав в малых группах, мы попытались найти адекватные способы изменений в системе, – говорит учитель английского языка Анастасия Русакова. – Лично я теперь знаю, что должна изменить, чтобы добиваться конкретных результатов, а не показателей в общем и целом.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии