Новичок в сборной
Новичок в сборной
Новичок в сборной
Давненько новосибирский лыжный спорт не давал в сборную страны своих воспитанников. Последним таким спортсменом был Алексей Лушкин, которого пригласили в 1999 г. в национальную команду после чемпионства на первенстве мира среди юниоров. Закрепиться Алексею в ее составе не удалось. И вот спустя 7 лет, по итогам сезона 2005-2006, в состав российской сборной под №6 включен Илья ЧЕРНОУСОВ – чемпион и двукратный призер юниорских мировых первенств. По приезду Ильи домой в Академгородок на короткие каникулы и состоялась наша беседа.
– Илья, в первую очередь, с приездом. Не соскучился по родным местам за сезон?
– Конечно, соскучился – давно дома не был. Но уже и привык проводить большую часть своего времени в разъездах. Рад, что дома. Но, к сожалению, пробуду здесь недолго.
– Чем будешь заниматься в это время?
– Пока я здесь – буду учиться (Илья – студент НГПУ). Ну и побегаю маленько. А числа после 15-го уже уезжаю в столицу – там предстоит предсезонное обследование. Дальше – уже сборы. Правда, первый из них будет подготовительным – так, немного подвигаться. Серьезно тренироваться будем уже летом, начиная с июня.
– В вашей семье, кроме тебя, серьезно занимаются лыжами старший брат Алексей и младшая сестра Вера. Тянулся ли ты на лыжне за Алексеем, хотелось ли его обогнать?
– Ну конечно, старался! Всегда пытался обогнать и его и еще одного приятеля, Сергея Самсонова, сейчас он тоже учится в НГПУ. Когда это произошло впервые, уже не помню. Алексей в этом сезоне выиграл зональные соревнования Сибири, а мастер спорта он уже давно. Вера в этом году гонялась на чемпионате России, что само по себе успех. Формально она пока кандидат в мастера спорта. Вообще, такие звания сохранились только в странах СНГ.
– А как все начиналось? Кто вас с братом и сестрой поставил на лыжи?
– На лыжи нас поставили родители. Первым кататься, конечно, начал Леша, потом я и Вера потянулись за ним. Вначале самостоятельно бегали в лесу на трассе НГУ, позднее занимались в ДЮСШ на базе им. А. Тульского. Сейчас мы тренируемся в сборной области у Виктора Геннадьевича Киргинцева. Почему родители выбрали для нас именно лыжи, а не фигурное катание или гимнастику, я не знаю. Наверное, потому что сами любят кататься и даже в местных гонках регулярно участвуют. Я всегда чувствовал их поддержку, они, по-моему, всегда мне будут помогать, за что я ни возьмусь, так же как и я их поддержу всегда.
– Довольно давно новосибирский лыжник не попадал в состав сборных страны. Свои ощущения после вызова в юниорскую команду помнишь? И как это произошло?
– Последний сезон по старшим юношам у меня складывался нормально, поэтому ничего удивительного в этом не было. Формально подходя к вопросу – победителя юниорского чемпионата страны всегда берут в сборную. Или если на «взрослых» российских соревнованиях занимаешь места, близкие к первым. Для отбора же на юниорский чемпионат мира в сборной проводятся специальные гонки. Победитель и серебряный призер этих стартов гарантированно едут на чемпионат. Вообще, в составе команды 8 человек. Стартующие на конкретной дистанции определяются уже на месте по результатам последних прикидок.
– Чем отличается жизнь в сборной страны от сборной области?
– Сборная страны есть сборная страны – совершенно другой уровень в подготовке спортсменов, не сравнить с тем, что есть у нас в области. Все организационные моменты решаются лучше: тренировочный процесс, медицинское обслуживание. Есть, например, массаж. Здесь собираются спортсмены с амбициозными планами, поэтому уровень мотивации у них выше, что чувствуется во время тренировок. Летняя подготовка проходит в двух местах – в г. Остров Псковской области и в Рыбинске, это Вологодская область. Там хорошие имитационные круги, лыжероллерные трассы, прекрасная местность для длинных кросс-походов. Здесь летом тренируется и «взрослая» сборная страны, но у нее свое расписание и мы с ними редко пересекались.
Кстати, и наш НБК (Новосибирский биатлонный комплекс) свои функции выполняет хорошо. В Сибири это, наверное, лучший комплекс. Здесь можно готовиться, показывать результаты и побеждать. Роллерный круг длинный – 7 км, много имитационных кругов, есть спортивные городки, игровые поля… Вот если бы еще не соседство с барахолкой и помойкой!
– Допинг-контроль проходить уже приходилось? Страха не было, когда ты шел на эту процедуру?
– Да, на допинг нас проверяют регулярно зимой, в соревновательный период. Страх? Какой может быть страх, когда бояться нечего. Проверяет нас то же самое агентство WADA, которое мучает взрослых гонщиков. Берут на анализ кровь из вены. У меня как-то брали кровь перед стартом и сделали это не совсем удачно – проткнули вену, образовалось гематома. Это было в Красногорске, когда проверяли всех, кто отобрался на чемпионат мира.
– За те 2 года, что ты провел в юниорской сборной, тебе пришлось немало поездить по России. Есть ли ощущение, что популярность лыжных гонок растет?
– Ну, в разъездах я провел уже где-то года четыре… Я, наверное, лет с 16 зимой почти не бываю дома, а последние два года – и летом тоже. За зиму приходится стартовать раз 30-35. Технический уровень соревнований, оснащенность лыжных баз, наверное, повышается. А вот число гонщиков, выходящих на старт юношеских и юниорских гонок, пожалуй, не увеличивается.
– Давай вспомним твой первый старт на международном уровне и первую медаль. Тем более что медаль оказалась золотой.
– Это был прошлогодний юниорский чемпионат мира в Финляндии. Сразу почувствовался другой уровень соревнований по сравнению с чемпионатом страны. Гонки у нас тоже умеют хорошо организовывать, но накал борьбы на чемпионате мира совсем другой, все гораздо серьезней. В том же судействе там подходят к делу профессиональней. Например, за 15 минут до начала соревнований невозможно выйти на трассу ни гонщикам, ни болельщикам.
Успех в эстафете пришел как-то неожиданно. Хотя команда у нас собралась довольно сильная, но на золотую медаль мы особо не рассчитывали. У Норвегии была не менее амбициозная команда, тем более что их лидер Петер Нордхуг выиграл 2 индивидуальные гонки, а еще один норвежец был третьим. У чехов тоже был ровный состав. Я бежал второй этап. Эти два круга по 5 км очень тяжелые, сплошные подъемы и спуски, хотя там же рядом есть и туристическая 80-километровая лыжня, которую накатывают ретраком.
На дистанцию я ушел лидером вместе с чехом – наш стартер Михаил Девятьяров хорошо отработал свой этап: остальная группа была сзади на 12-15 секунд. После второго километра начинался крутенький подъем, в который нужно было бежать «елочкой». Перед началом подъема я вышел вперед, а когда уходил с него, то чеха рядом уже не увидел. Так первым до конца этапа и доехал. Вторым пришел как раз Нордхуг – он у меня выиграл 8 секунд на этапе, хотя по ходу первого круга отставал секунд на 40. К сожалению, наши тренеры не совсем попали в мазь, поэтому второй круг пришлось бежать «на руках» и он получился медленнее. Эстафету я передал Николаю Хохрякову, и после его финиша мы были впереди норвежцев на 50 секунд, а в итоге уехали от них на полторы минуты. В следующем сезоне Хохрякову и Девятьярову исполнился 21 год и гонялись они уже вместе со взрослыми лыжниками. Вроде бы, не потерялись – оба выполнили «международников» (мастеров спорта международного класса).
– Получается, в сезоне этого года ты остался в юниорской сборной на правах лидера?
– Насчет того, что я стал лидером сборной, наверное, громко сказано – явного лидера в нашей команде не было. Мне, может быть, немного повезло в том, что подошел к старту в оптимальной форме. На предсезонных сборах серьезных сбоев не было, да и сам лыжный сезон сложился удачно.
Чемпионат мира на этот раз проходил в Словении. В этом году Петер Нордхуг заметно выделялся среди юниоров – даже на этапах Кубка мира часто бывал в «двадцатке», а перед Олимпиадой еще и всю свою «взрослую» сборную обыграл, хотя в Турин его и не взяли. Но в Словении равных ему не оказалось: четыре золота из четырех!
Свои серебряные медали я завоевал в дуатлоне и эстафете. Так как FIS-пункты у ребят в нашей команде далеко не самые высокие, то в дуатлоне стартовали мы в дальних номерах. У меня был лучший номер в российской сборной – 28-й, но и это уже пятый ряд, а в каждом ряду по 7 лыжников… Однако старт гонки сложился так, что после первого подъема удалось примкнуть к группе лидеров. Классику мы прошли дружной компанией человек в 15, а вот на «коньке» народ уже начал отваливаться. Круг прошли – осталось только пятеро. Все медали были разыграны на самом последнем подъеме – Нордхуг дернулся, и я его чуть-чуть, на 2 секунды, упустил.
– Но в эстафете ты Нордхуга уже обыграл.
– Ну, там он уходил с отрывом, ему смысла не было сильно упираться. Точно, конечно, сказать не могу – я его практически не видел, т.к. бежал он секундах в 25 впереди. Получается, что все-таки на 15 секунд я проехал быстрее, хотя бежали мы по новым правилам всего 5 км, а не 10, как годом раньше.
– Было ли тебе реально оказаться в числе участников Олимпиады в Турине? Ведь, например, твой ровесник Полтаранин из сборной Казахстана стартовал там на двух дистанциях.
– Дело в том, что в Казахстане гораздо меньше, чем в России гонщиков мирового уровня. А он большинство более взрослых соперников в своей стране уже обыгрывает. Мне думать об Олимпиаде в этом году было рано. У каждого свои задачи, а соревноваться с Дементьевым и Рочевым… Мне еще для этого нужно очень много тренироваться. Их уровень все же другой.
– Но ведь ты успел погоняться и с ними, а Рочева даже обыграл на Празднике Севера.
– Это был уже конец сезона. Праздник Севера – грандиозное ежегодное событие в жизни Мурманска. На него съезжаются лыжники не только России и СНГ, но и Прибалтики и Скандинавии. Например, в этом году в Мурманске стартовал олимпийский чемпион из Эстонии Яак Мяэ. Кроме лыж, в программе праздника есть биатлон, гонки на оленьих упряжках и много чего еще. Хотя лыжные соревнования имеют статус чемпионата России, но на них разрешается стартовать и любителям, т.е. лыжникам самых разных возрастов, ветеранам в том числе. Гонки проходят в Долине Уюта, это очень живописное место – приполярный чахлый лес и неоглядные просторы кругом. Там очень хороший лыжный комплекс с отличным стадионом и трассы готовят довольно качественно. Самая массовая гонка – это марафон на 50 км, его дистанция из двух кругов проходит по тундре и замерзшим озерам. Я бежал 15-километровую гонку, где и удалось Рочева обойти. Но для гонщиков олимпийской сборной все задачи в сезоне были уже решены, а может быть, гонка у него просто «не пошла».
– Илья, как дальше будет развиваться твоя карьера?
– Планы сугубо предварительные. Точно я знаю только то, что у меня есть вызов в сборную страны и ее главного тренера зовут Юрий Петрович Бородавко. Первый предсезонный сбор вроде бы пройдет в Греции.
Интервью брали
Д. Сидько, О. Мешков.
Комментарии