Новеллы в законодательстве об административных правонарушениях и публичных мероприятиях
Новеллы в законодательстве об административных правонарушениях и публичных мероприятиях
9 июня вступил в законную силу Федеральный закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях – один год со дня совершения административного правонарушения.
С 1 января 2013 года рассмотрение дел о нарушениях законодательства о публичных мероприятиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных, а не мировых судов, как было ранее (ст. 23.1 КоАП РФ). Часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ гарантирует обязательное присутствие при рассмотрении дела гражданина, привлекаемого к административной ответственности за нарушение законодательства о публичных мероприятиях.
Перечень административных наказаний дополнен новым основным видом – обязательными работами (ст. 3.2 КоАП РФ). В случае уклонения от обязательных работ возможно доставление и административное задержание (ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ). Согласно части 2 статьи 31.6 КоАП РФ обязательные работы отнесены к наказаниям, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливает их исполнение. Максимальные размеры административного штрафа за нарушение законодательства о публичных мероприятиях для граждан увеличены до трехсот тысяч, а для должностных лиц – до шестисот тысяч рублей.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (№54-ФЗ) дополнен положением, согласно которому организатором публичного мероприятия не может быть лицо с непогашенной судимостью или более одного раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях.
Часть 3 статьи 5 №54-ФЗ содержит положение о праве организатора публичного мероприятия требовать от полиции удаления лиц, нарушающих порядок его проведения.
Статья 6 №54-ФЗ дополнена новой частью, предусматривающей, что участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать предметы и средства, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие и предметы, которые могут быть использованы в таком качестве, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; иметь при себе или распивать алкоголь (включая пиво), находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Согласно изменениям, внесенным в статью 7 №54-ФЗ, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между гражданами, осуществляющими такое пикетирование, не может быть более пятидесяти метров.
Изменено фиксированное время проведения публичных мероприятий: они не могут начинаться ранее семи и заканчиваться позднее 22 часов по местному времени (в предыдущей редакции – 23 часов), за исключением публичных мероприятий культурного содержания или посвященных памятным датам России (ст.9 №54-ФЗ).
Создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия (в том числе неисполнение обязанностей, предусмотренных частью 4 ст.5 настоящего Федерального закона) являются основанием для прекращения публичного мероприятия.
С. Рубцова, ст. помощник прокурора района
Комментарии