Новая метла чисто метет
Новая метла чисто метет
Новая метла чисто метет
10 октября был назначен новый руководитель ГУП «ЖКХННЦ СО РАН» – Виталий Петрович Пасечников. Буквально одним из первых его мероприятийстала встреча с жителями Верхней Зоны Академгородка, состоявшаяся в ДК«Академия».
Если заняться национальной культурой управления, то уодного из ведущих мировых исследователей, Гирта Хофстеда, можно встретить такоепонятие, как «расстояние власти», некую меру удаления власти от общества, мерувлияния общества на принимаемые решения. Чем выше этот измеряемый показатель,тем больше власть руководствуется собственными соображениями, а не нуждамиобщества. В России этот показатель оказался одним из самых высоких в мире,поэтому тем более отрадно, что руководитель подобного ранга сам пошел навстречународу. Однако перейдем к содержанию встречи.
Сначала новый директор ГУП ЖКХ рассказал немного осебе. Ему 33 года, у него двое детей, родился и жил до этого в Иркутскойобласти, где возглавлял компанию, аналогичную нашему ГУП ЖКХ, только еепризнали одной из лучших в стране. В октябре 2005 года на заседании мэровсибирских и дальневосточных городов опыт Пасечникова был представлен широкойпублике. Наш мэр Городецкий заинтересовался им, пригласил Виталия Петровичапоработать в Новосибирске, и в конечном итоге Пасечников стал директором ГУПЖКХ.
После вступления последовал небольшой рассказ о планахпредприятия. Первой инициативой стало создание общественного совета при ГУПЖКХ, куда могли бы войти все желающие, все те, кто неравнодушен к судьбе жилыхдомов Академгородка. Предполагается, что ядро совета должны составить старшиепо домам и подъездам, но, как уже было замечено выше, «вход свободный». Вработе совета, скорее всего, примут участие депутаты, какие-то общественныеорганизации. Основная цель органа – обеспечить связь между жителямиАкадемгородка и организацией, обслуживающей их жилье, чтобы последняя моглаучитывать интересы своих клиентов.
Это далеко не все, одними дискуссионными органамипланы нового руководителя не ограничиваются. В этом году на домах Верхней Зоны былнаведен косметический лоск. Как заметил Пасечников, в том, что сначала вниманиеуделили внешней стороне, есть своя логика: «Прежде чем идти в больницу, хозяйкагубы подкрасит». А ликвидировать недоремонт, копившийся годами, за одно лето невозможно.В будущем году планируются работы по внутридомовым и подвальным коммуникациям,которые тоже нуждаются в замене. На эти цели должен быть выделен бюджетпримерно в 180 млн руб. С одной стороны, начали давать деньги наликвидацию задолженности по недоремонту, а с другой – сыграл свою рольпредстоящий юбилей СО РАН.
Следующий момент – внедрение пообъектной системы учетаремонтов. На каждое домовладение будет заведен лицевой счет, и собственниксможет узнать, какие работы осуществлялись на каждый заплаченный им рубль. Этасистема должна решить одну из важнейших проблем, которую жители озвучивают наприеме: «Мы платим, а результата не видим». Система будет автоматизированной ик концу 2007 года (или даже раньше) заработает в полном объеме.
Еще одно нововведение – создание института управдомов,которые будут непосредственно отвечать за состояние закрепленных за ними домовперед жителями. Понятно, что за управдомами будет закреплено несколько домов,поскольку один дом – это довольно мало. Но это не помешает цели нововведения –обеспечить контроль над состоянием дома. Сейчас, когда приходят разныеподрядчики, выполняют разные работы, порой не задумываясь о будущем, такогоконтроля нет.
Последняя деталь – это увеличение количества приемныхчасов Виталия Петровича. Теперь его приемное время по средам с 16.00 до 19.00.Впрочем, первый прием продлился до 21 часа.
В заключение Виталий Петрович призвал заключатьдоговоры с ГУП ЖКХ. Он признал, что у жильцов есть претензии к тексту, изаявил, что «договор не догма», что есть возможность его скорректировать. Дляэтой цели к договору прикреплен протокол разногласий, где можно описать своипретензии, а потом обсудить с ГУП ЖКХ. По словам Пасечникова, если предложениябудут соответствовать закону, а их реализация в силах ГУП, то они будутприняты.
Далее выступил представитель мэрии Николай ИвановичМалай, заместитель начальника департамента по энергетике и ЖКХ. Он рассказал,что главная задача мэрии на данный момент – обеспечить выбор жителей по формеуправления своим жильем. На сегодня в Новосибирске определилось 45% имеющихправо голоса, причем почти все дома выбрали управляющие компании. ЛидируютКалининский, Октябрьский и Ленинский районы (более 60%), а в «аутсайдерах» –Первомайский район (0%) и Советский (6%). Одна из главных причин – недостатокинформирования и разъяснений. Еще одна задача мэрии – добиться, чтобы компаниибрали в управление не только «хорошие», сравнительно неизношенные дома, но и«плохие», вкладывая прибыль от «хороших» домов в ремонт «плохих». Третья задача– избежать массовых увольнений в ЖЭУ, в которые приходят УК. Впрочем, в этойсфере скорее возникают аналогии с началом 90-х, когда в создаваемыхпредприятиях торговли (особенно магазинах) люди принимались на работу толькопри отсутствии опыта работы в советской торговле.
Была и радостная новость: мэрия будет увеличиватьсредства, направляемые на капитальный ремонт домов. Более того, естьопределенные договоренности с губернатором, что государство может взять на себячасть расходов по капремонту жилья, если его собственник решил занятьсяпоследним. Наконец, мэрия начала составлять списки компаний, с кем она готоваработать в сфере управления муниципальным жильем. Этот список будетобнародован, чтобы жители понимали, кто есть кто на рынке. На моментвыступления такая компания была пока одна – «Спас-дом». Но всего в Новосибирскеих 37, не считая создаваемых муниципальных.
После этого Николай Иванович ответил на ряд вопросов,из которых главный был по поводу отсутствия выбора управляющих компаний в Академгородке.Ответ очень простой: можно выбирать из тех компаний, которые пришли в районсами, а можно – из тех, кого пригласили жители, т. е. чтобы иметь выбор, лучшевсего проявлять инициативу самим.
Затем выступило несколько жителей района. Разумеется,выступления содержали в основном критику – критику деятельности ГУП ЖКХ,критику текста договора, и надо сказать, что критиковать есть за что –негативное отношение к работе копилось годами, а некоторые пункты договоразаставляют задуматься. Выступающие хорошо подготовились и ссылались на статьиЖилищного кодекса, постановления правительства и прочие документы. С однойстороны, наверное, необоснованно, что претензии предъявили именно новомучеловеку, который работает в ГУП ЖКХ считанные дни, но с другой – хорошо, чточиновников начали заставлять работать в рамках – надо же с чего-то начинать.Впрочем, Виталий Петрович был предельно вежлив: он предложил выступающимпринять участие в общественном совете и сообщил, что примет критику к сведению.После ответов еще на ряд вопросов мероприятие закончилось.
Уходя, автор встретил присутствовавшего на встречеЛеонида Федоровича Коновалова, главного инженера ГУП ЖКХ. Он сказал, что новыйначальник – самый позитивный за все время работы, при нем наконец-то началасьработа, о которой раньше только мечтали. Кстати, в этом году ГУП «ЖКХ ННЦ СОРАН» одним из первых жилищных предприятий Новосибирска завершило подготовку кзимнему отопительному сезону. Объекты жилищного фонда были предъявлены комиссиив конце августа. Сейчас тепло подано во все дома Академгородка, а на обращенияпо поводу недогрева отдельных стояков отопления реагируют оперативно.
Перед наступающими праздниками Виталий Петрович решилобойти «свои владения», чтобы собственными глазами убедиться, насколькоисполняются его поручения по жалобам жителей. Начал он с дома по адресу:Морской пр., 4, где были жалобы на запах из подвала, сырость и поселившегося вподвале бомжа. ЖКУ-1 дежурно отрапортовало начальнику, что ни запаха, ни бомжейнет, а двери закрыты. И вот – хлюпкий от сырости подвальный пол, характерныйзапах. Заместитель начальника ЖКУ-1 получил личное указание привести подвал впорядок в течение недели.
В следующем подвале ситуация не лучше. Как сказал самПасечников: «Здесь не только нога начальства, здесь нога сантехника никогда неступала. Я заставлю руководство ЖЭУ обойти каждый подвал. Задача – чтобы всеблестело так, чтобы можно было в белой рубашке и галстуке в подвал заходить». Водной из квартир в доме №3 по ул. Золотодолинской нет тепла. Причина –самовольные перепланировки на последнем этаже, где оказались занижены диаметрыстояков отопления. «Вот так каждую пятницу я намерен проверять работу нашихслужб», – говорит усталый, изрядно перепачкавшийся и злой Пасечников, чьяярко-красная куртка за время осмотра превратилась в «спецовку».
Прошла неделя, и автор отправился в поход вслед зановым директором и прежним главным инженером. Сначала визит по предыдущимобъектам. В доме по Морскому пр., 4 с подвалом все уже лучше, в частности, неттакой проблемы с влажностью – помогли сделанные вытяжки. Хотя, как признаетсядиректор, о каком-то значительном прогрессе говорить рано, за неделю подход кработе не перестроится. Вообще, с точки зрения Пасечникова, подвал – это ядродома, средоточие его жизни. Он привел аналогию с трупом, который можноукрасить, искусно забальзамировать, но суть не изменится – труп останетсятрупом. Так же и дом, у которого в подвале течет вода, стоит засор вканализации, живут бомжи, – независимо от состояния фасада все-таки это труп.Именно поэтому руководство ГУП ЖКХ само полезло в подвалы наших домов, хотя этоне дело директора и главного инженера. В следующем году вместо дежурныхосмотров должна начаться и планомерная работа: как было сказано выше, накапитальный ремонт ГУП ЖКХ получит 180 млн руб. из бюджета, и на этиденьги будут прежде всего выполняться работы в подвалах.
Следующий объект рядом – Морской пр., 8. Не закрепленадверь в подвал, неправильный угол наклона отмостков, в результате чего водастекает не от дома, а к дому, скапливаясь между домом и фундаментом, и т.д. Всеэти нарушения зафиксированы и должны быть устранены. Появилась информация и о домена Золотодолинской, 3. По словам главного инженера, проблема была решена втечение недели. Благодарная жительница позвонила, сообщив, что так тепло у неене было последние несколько лет.
Далее дом №17 на Морском. Недостатки в подвале,включая засор, устранены практически полностью, запах почти выветрился.Подъезды тоже отремонтированы и покрашены. Пасечников шутит: «Может, мнедостаточно объехать все дома и облазить все подвалы, тогда все само иналадится?» Однако понятно, что это не так. 9 ноября Виталий Петрович защитилна заседании Президиума СО РАН бизнес-план для ГУП ЖКХ, предусматривающийрешение основных задач без серьезного повышения тарифов, и работа предстоит большая.
Однако на этом день не заканчивается. В 17.30начинается заседание инициативной группы при ГУП ЖКХ, назовем ее группой поправовым отношениям ГУП ЖКХ с жильцами. Группа должна устранить претензиижильцов к старому договору на управление жилым домом с ГУП ЖКХ, причем в ее составвходят наиболее активные оппоненты. На этом заседании рассматривали и процентуправленческих и накладных расходов в тарифах ЖКХ (они составят 14% при среднихпо отрасли в Новосибирске 18-35%), и систему мотивации старших по домам иподъездам (старшие по дому, скорее всего, будут получать скидку по квартплате в50%), и освещение темы капитального ремонта в договоре, и определение границ такназываемых «прилегающих земель» к жилым домам (они определены в паспортахдомов, хранящихся в ГУП ЖКХ, копии паспортов по новому проекту договора должныбудут храниться у старших по дому, чтобы любой собственник мог ознакомиться с этимдокументом), и многое другое. В общем, и в этом направлении идет работа.Компромиссный договор будет через некоторое время предъявлен общественности дляновой волны договорной кампании, теперь уже построенной на новых принципах.
Артур ДАНИЛОВ.
Комментарии
Вопрос о недостаточной информированности
населения жителей Советского района о выборе управляющих кампаний не
решается никак. Нет никаких листовок со
списками этих самых кампаний. Поэтому и
6%.