Нобелевский лауреат в академовской деревне
Нобелевский лауреат в академовской деревне
Нобелевский лауреат
в академовской деревне
В начале мартав наш университет приезжал нобелевский лауреат по физике Джеймс КРОНИН, чтобыпрочесть студентам лекцию о той области науки, которой занимается, – о космическомизлучении сверхвысоких энергий.
Вначале,разумеется, с вступительной речью выступил ректор НГУ Н. Диканский,который уже не один год знает Кронина. Мистер Кронин – профессор Чикагскогоуниверситета, формально он уже на пенсии, но до сих пор живет в кампусе, какстудент. Для здешней студенческой аудитории такой способ решения жилищноговопроса у преподавателей известен не понаслышке, правда мотивы у российских иамериканских преподавателей, скорее всего, различаются.
Однако небудем о грустном, тем более что сама лекция была веселой, хоть и читалась наанглийском языке. Аудитория не заснула, несмотря на вечернее время, на чуждыйнам буржуазный язык, на незнакомую едва ли не большинству слушателей тему. Чтоуж говорить, старый конь не портит не только борозды, но и лекции, поэтомуосновной упор в подаче материала был сделан на демонстрацию картинок стекстовыми выжимками.
Как заявил самнобелевский лауреат, его наука довольно забавная и даже сумасшедшая. На Землю каждуюсекунду приходят частицы космического излучения, которое дает около 10% естественногорадиационного фона. «Ни одно правительство не может поставить вне закона этотисточник радиации, ни мое, ни ваше», – пошутил профессор. Кронин изучает нелюбые частицы космического излучения, а только те, чья энергия составляетпримерно 3*1020 эВ, или 60 Дж. Фактически это энергиямакроскопического тела в масштабе одной элементарной частицы или, по словамлектора, «энергия теннисного мяча после второй подачи Марии Шараповой». Каждаятакая частица рождает в атмосфере целый «душ» из сотни миллиардов новых частиц– зато и встречаются такие частицы довольно редко: в год на площади в 3000 кв.кмпроисходит 30 событий. Поэтому в Аргентине, в пампе (помните, у ОстапаБендера было: «Там, среди пампасов, бегают бизоны…» – так вот, бизонов нет,зато есть ученые), на расстоянии в полтора километра друг от друга установленооколо тысячи огромных баков с аппаратурой, которая должна регистрировать«энергичные» частицы и определять их направление движения. Основная задача –найти источник возникновения подобного излучения: то ли оно рождается пристолкновениях галактик, то ли, наоборот, при их разбегании, то ли это частьреликтового излучения, которое возникло в момент Большого взрыва, родившегоВселенную. Впрочем, о последнем варианте Кронин отозвался довольно скептически.
Отдельнохотелось бы отметить технологические аспекты: доставка бака на место, установкаи настройка аппаратуры выглядят как целое промышленное производство.Действительно, в современной физике масштабы экспериментов становятся впечатляющими:в проекте Кронина участвуют 260 человек из 18 стран мира, стоимость проекта –50 млн долларов, и это считается урезанным вариантом. Даже в условияхнесказанного богатства в виде нефтедолларов для России (она, кстати, неучаствует в проекте) это пока недостижимые цифры. Хотя есть свои сложности ипри подобном изобилии: лауреат сказал, что «когда делаются такие крупныепроекты, в них полно политики, и все это очень весело».
После лекциипрофессор отвечал на вопросы: студентов интересовала и возможностьодновременной настройки тысячи датчиков на такой огромной площади, и влияниеизлучения на живые организмы (как утверждается, она небольшая в силу малогочисла таких частиц), и как ученый тратит деньги (Кронин, как и подобаетмужчине, философски пошутил, что «он кладет деньги в банк, а тратит их жена»),и главное, каков практический эффект от этих исследований. Последнее заделонобелевского лауреата больше всего – он возмущенно ответил, что никакогопрактического эффекта нет, и предложил сравнить бюджет данного проекта сдругими, а также с тратами разных стран на оружие.
На этом лекциязакончилась, но автору удалось пробраться к Кронину и взять у него автограф –все-таки нобелевские лауреаты заезжают к нам в деревню не каждый день.
Артур ДАНИЛОВ.
Комментарии