Няня в...коляске
Няня в...коляске
О дефиците детсадовских мест написано немало. О том, как сложно трудоустроиться людям с ограниченными возможностями, – тоже. В жизни Ирины Арнаутовой эти два обстоятельства, слившись воедино, сыграли важную роль.
Для пятилетнего Миши суббота у тети Иры – настоящий праздник, сродни походу в зоопарк или детское кафе. За два года сильно затянувшейся очереди в детсад Ирина Дмитриевна стала ему почти родной. Безвыходное положение вынудило маму искать няню. Зная любовь Ирины к детям, Ольга предложила ей посидеть с Мишей.
– Конечно, будь это какой-нибудь капризный мальчик, я не рискнула бы. Но Миша – ребенок дисциплинированный и добрый. Кроме того, мама подготовила его к появлению в нашей необычной семье, – рассказывает няня.
В детстве Ирина окончила школу, в которой учились такие же дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Параллельно велось коррекционное лечение доступными для советской медицины методами: ЛФК, массаж, парафиновые аппликации. Особых улучшений это не принесло, выпускной вечер провела на костылях. После школы освоила швейную машинку. На работу с первой группой инвалидности, разумеется, никто не брал. Когда к ней посватался Виктор Арнаутов, знакомый еще со школы, согласилась: парень-то неплохой, а вдвоем всегда легче.
Пожалуй, самым удивительным событием для молодой семьи стало рождение сына Ильи.
– Сколько раз мне советовали прервать беременность или отказаться от уже родившегося ребенка! Большинство таких «добрых советчиков» – медики женской консультации и родильного дома. Я не понимала: как можно убить живое, тем более собственного малыша? Тогда поддержали и помогли друзья, соседи и Надежда Аникина, сотрудница только что созданной социальной службы. У Илюши была наша любовь и ее ласковые руки, оказавшиеся более умелыми и послушными, чем мои. Надежду Михайловну он до сих пор называет бабушкой.
С годами здоровье стало слабее, Ирина Дмитриевна пересела в инвалидную коляску, но сохранила бодрость духа, общительность и интерес к миру. Осваивая технику, помогавшую передвигаться, не побоялась принять участие в изучении окружающей среды – доступна ли она для людей с ограниченными возможностями. Результаты саму испытательницу не удивили. Инвалиды давно привыкли к тому, что их никто нигде не ждет. И только собственная активность помогает делать их жизнь лучше.
– Из возраста мамы я уже выросла, – шутит Ирина, – а бабушкой стану не скоро, мой сын еще учится в вузе. Няней быть не собиралась – просто выручила приятельницу, которой пора было выходить из декрета, да и немного заработать удалось.
В дом Арнаутовых часто приходят их школьные друзья, имеющие разные степени инвалидности. Общаясь с ними, Миша понял, что не все люди одинаковы и что не стоит бояться или избегать человека только за то, что он не такой, как ты. Странно, что эти простые мысли не укладываются в головах умных взрослых!
Наверное, Мишиной маме не раз говорили: «Как можно доверить ребенка колясочнице? У нее и педагогического образования-то нет!» Но Ольга знает, что делает. Даже получив долгожданную путевку и отправив сына в детский сад, она продолжает привозить его к няне Ире в гости. Ни один даже самый квалифицированный педагог не научит ребенка уважать старость, помогать слабым, заботиться о больном. Можно внедрить много социально значимых проектов по воспитанию в молодежи сострадания. Но тот, кто никогда не сталкивался с этим в жизни, едва ли поймет, к чему его призывают. Без сложных методик и учебников Ирина научила Мишу, как и своего сына, человечности, дружбе, доброте. Дети не рождаются злыми и жестокими. Этим качествам они учатся у старших.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии