• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 11:40 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Не только лень двигатель прогресса

    Не только лень двигатель прогресса

    Не только лень двигатель прогресса

    Победитель районного конкурса «Учитель года» Светлана МАКАРОВА уже пятнадцать лет преподает в начальных классах гимназии №5. Новосибирский пединститут к моменту его окончания Светланой Михайловной стал называться педагогическим университетом, а средняя школа №166, куда она пришла работать, получила статус гимназии… А как в эпоху ребрэндингов меняется роль учителя? Эту тему затронул корреспондент «Навигатора» в беседе с педагогом.

    – Как вы решились прийти в профессию, требующую и терпения, и мужества? Оду учителю вполне можно начать со слов: «В класс вхожу, как к тиграм в клетку»…

    – Не стала бы сравнивать учителя с дрессировщиком, скорее – с актером. До прихода в школу у меня был опыт публичных выступлений – занималась в театральной студии «Городок». От природы я больше человек замкнутый и застенчивый, нежели пламенный оратор. И одна из привлекательных особенностей театра – большое разнообразие средств для самовыражения на сцене. Сочувствие, сопереживание, ответственность – вот к чему приходит актер и на сцене, и в жизни. В этом смысле на меня очень сильно повлияла роль Акелы из «Маугли». Мой персонаж, волк, предлагал свою жизнь в обмен на жизнь Маугли – среди людей сейчас редко встречается такое самопожертвование…

    Со временем я поняла, что мое призвание – быть учителем начальных классов. На сегодняшний день у меня три полноценных выпуска (когда ведешь ребят с первого по третий класс). Еще – и, кстати, тоже три года – занял декретный отпуск. Время летит быстро, моему первому выпуску уже вручили аттестаты. Хороший был класс, многие поступили в НГУ.

    – А как дела с успеваемостью у нынешних учеников?

    – Два предмета, вызывающие в начальной школе трудности, традиционны – это русский и математика. В диктантах всех поколений школьников встречаются и «дедский сад», и «лисопилка». Периодически провожу специальные занятия, на которых развиваем орфографическую зоркость и зрительную память. К сожалению, потребность в знаниях есть не у всех. Кто-то любит знания, а кто-то – хорошие оценки. Некоторым в школе вообще нравится только общаться со сверстниками.

    – А не сами ли учителя тому причиной?

    – На мой взгляд, негативный образ средней школы создается искусственно. Наши средства массовой информации твердят: школа – это плохо, учителя – просто ужас… В результате у родителей возникает закономерное желание оградить чадо от «сплошного стресса». Многие папы и мамы считают, что лучше забрать ребенка из школы на домашнее обучение – мол, мы сами справимся, писать умеем – и ребенка научим. Но родители – не специалисты в сфере образования. Учитель и мама – разные социальные роли, совмещать их непросто. Кроме того, методика преподавания особенно важна именно для начальной школы. Надо знать, как правильно написать букву, чтобы это не сказалось ни на разборчивости почерка, ни на скорости письма.

    – А насколько это необходимо в наш век компьютеров?

    – Отказываться от рукописного письма, от счета в уме нельзя ни в коем случае, эти процессы связаны с мышлением. Да, на калькуляторе считать легче. Но не стоит забывать, что любое упрощение – палка о двух концах. Приобретая одно, неизбежно теряем другое. Человек всегда стремился оптимизировать усилия, и в этом смысле лень действительно двигатель прогресса – но ведь к ней еще и мудрость должна прилагаться! С бухты-барахты лучше соображать не станешь, мозги надо развивать. А то ведь и до госпожи Простаковой недалеко, не понимавшей, зачем знать географию, если есть извозчики…

    – В школе сохранилось такое понятие, как дисциплина?

    – У многих сейчас негативная эмоциональная реакция на это слово. В моем понимании дисциплина связана прежде всего с культурой поведения, когда ребенка удерживают не внешние запреты – именно этому надо научить. В школе беседую с детьми о том, что можно и что нельзя; есть и другие педагогические приемы. Но если дома ребенку все дозволено, то школа идет вразрез с семейным воспитанием. Единственный выход у учителя – найти общий язык с родителями. В том числе и с теми, кто признается: не можем справиться с собственным ребенком, помогите… При этом так и хочется спросить: а ведь вашему чаду всего семь лет – что вы дальше-то будете делать?

    От воспитательной роли школа не отказывается. Дети занимаются в кружках, для них организуются экскурсии, поездки в театр. Но если ребенок уже в первом классе матерится в присутствии учителя, то никакие утренники не помогут. Реакция на сквернословие должна быть обязательно. Обычно я говорю: «Это грязные слова, их нельзя произносить никому и никогда».

    Детское сквернословие – следствие глубоких социальных изменений в стране. Еще одно проявление общественного неблагополучия – детская агрессия. Ребята не умеют прощать. Чуть задели друг друга – сразу драка. Конечно, учитель в состоянии пресечь стычку, но это не решает проблемы в целом.

    Еще одна важная причина уменьшения влияния школьного педагога – исчезновение уважения к учителю. Некоторыми родителями, а значит, и детьми, преподаватель воспринимается сейчас как персонал сферы услуг. Учитель – не официант с указкой, хотя у него и стало меньше прав. Понятно, что рукоприкладство и оскорбления – это табу. Но ребенка уже не удалишь из класса, с недавних пор нельзя даже сделать запись в дневник. Когда у взрослого человека мало методов воздействия, дети начинают вести себя развязно. У учителя два достойных ответа: корректное замечание либо попытка переключить детское внимание. И, конечно, стараешься сделать урок интереснее.

    – У вас это хорошо получается – не случайно победили в районном конкурсе «Учитель года» в номинации «Опыт и мастерство»!

    – Участвовала в нем впервые и не ожидала победы. Конкурс состоял из пяти этапов: после представления эссе «Моя педагогическая философия» были открытый урок в незнакомом классе, презентация педагогического опыта, воспитательная беседа с детьми на одну из предложенных тем, мастер-класс и участие в открытой дискуссии педагогов на тему «Каким должен быть современный учитель». Теперь ощущаю дополнительную ответственность на городском конкурсе. Участников почти в четыре раза больше, и каждый будет стараться стать лучшим.

    – За 14 лет работы с детьми усталость не навалилась?

    – Да, усталость возникает периодически. Расслабляюсь в выходные дни – зимой это лыжи, коньки, прогулки. Летний отпуск провожу с семьей: были и на Черном море, и в Хакасии. Я приобщила мужа-химика к конькам, а он меня – к спелеологии. Спускаться в пещеру и тяжело, и страшно, и интересно. Такое вот преодоление себя каждый раз.

    – Ну, прямо как начиная урок в младших классах…

    – Опять вы про тигров! Отвечу так: несмотря на трудности, я очень люблю детей и свою работу. Дети – это благодарная публика, в начальной школе они так искренни! У малышей нестандартное мышление, с ними интересно работать и общаться. Зачастую учитель радуется успехам учеников больше них самих. Приятно видеть, как дети преодолевают трудности в учебе, как становятся друзьями, как класс превращается коллектив. В эпоху «развитого индивидуализма» это не так легко.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    128 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    114 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    112 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    121 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    147 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    118 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное