Не чародеи, а психологи
Не чародеи, а психологи
Накануне своего профессионального праздника психологи центра «Радуга» провели опрос среди детей и взрослых Советского района о том, кто такой психолог и какими качествами он должен обладать. Если объединить самые популярные ответы респондентов, то определение психологу можно дать такое: это человек творческий и хороший, который помогает людям, изучает Фрейда и Юнга, профессионал и специалист. Финалисты конкурса «Лучший психолог района», итоги которого подвели в администрации, перечисленным критериям полностью соответствуют. А кроме того, как отметила директор психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радуги» Светлана Лабецкая, они еще и очень смелые люди, рискнувшие принять участие в первом конкурсе профессионального мастерства, который прошел в районе.
И знания, и опыт
До финала дошли 12 участников, среди которых студенты психологических факультетов НГУ и НГПУ, молодые специалисты и профессионалы с многолетним стажем. Номинации были выделены в соответствии с опытом работы: «Будущий психолог», «Я – психолог» и «Мастер психологии». Для участия в конкурсе нужно было предоставить в центр «Радуга» портфолио с информацией о полученных специализациях, авторских разработках, полученных дипломах и грамотах. Конкурсные задания участникам предлагались разного уровня сложности. Студенты писали эссе о том, как видят себя в профессии, и отвечали на вопросы викторины. Опытные психологи должны были продемонстрировать профессиональные умения на практике: показать мастер-класс или упражнение с участием зрителей. Приветствовались авторские программы и технологии. Так, Ольга Тэн из 5-й коррекционной школы пригласила присутствующих в релаксирующее «Путешествие по сказочной стране». А победитель в номинации «Мастер психологии» Наталья Семенова показала, как можно применить сказкотерапию в профориентационной работе. Участнику, который выбрал главную роль, необходимо было определиться в профессии и путей перед ним было три: хочу, могу и надо. Интересную технологию работы с подростками на основе сказкотерапии представила и педагог-психолог образовательного центра «Горностай» Полина Королькова. Коуч-сессию провел тренер Владимир Ушаков. Причем клиент спрашивал, как увеличить прибыль, а вышли на личностные проблемы, да еще с точки зрения вселенской мудрости.
Развенчать мифы
По словам замдиректора центра «Радуга» Марины Белкиной, главная цель конкурса – популяризация профессии, вокруг которой существует огромное количество мифов.
– За год больше двух тысяч человек обращаются к нам в центр за очной консультацией, – рассказывает Марина Сергеевна. – Но до сих пор многие спрашивают, есть ли у нас регистратура и выписывают ли наши специалисты рецепты. Приходится рассказывать людям, что такое психологическое консультирование, с какими проблемами могут обратиться люди к психологу: это кризисы, конфликты, стрессовые ситуации. Людям надо помочь сориентироваться. Так что наш конкурс – своего рода ликбез для населения. Только надо понимать, что мы не можем догнать и причинить добро человеку насильно, а психолог – не всемогущий и всезнающий. Так, в своем эссе студентка НГПУ Елена Аникина написала: «Психолог – нет, он не волшебник, не шарлатан, не чародей, он не святой, не тяжкий грешник, он человек среди людей».
Тема волшебной палочки, способной изменить реальность, прозвучала и в презентационном ролике педагога-психолога школы №165 Оксаны Бокта.
– Когда только начала работать психологом, многие родители и учителя воспринимали меня как волшебницу, которая придет в класс и сразу же наведет порядок, дети станут такими прилежными и послушными – любо-дорого посмотреть, – рассказывает Оксана Александровна. – В семейном консультировании есть такое понятие – манипулятивный запрос: переделайте моего ребенка. При этом сами родители меняться не хотят и не видят, что причины плохого поведения их сына или дочери также и от них зависят. Поэтому задача школьного психолога – не решить за человека его проблемы, а помочь ему в том, чтобы он сам принял решение, правильное именно для него, взял ответственность за свои поступки. Это относится и к детям, и к родителям. Что касается волшебных превращений, то настоящее чудо – в общении на равных и в том доверии, которое может возникнуть между взрослым и ребенком. Нужно огромное терпение, чтобы выстроить с колючим недоверчивым подростком дружеские отношения, чтобы он почувствовал столь необходимую ему поддержку, безопасность, смог раскрыться.
Профессия глазами мужчин
Как и в профессиональном сообществе, мужчины среди конкурсантов оказались в подавляющем меньшинстве: студент НГПУ Дмитрий Лопухов и бизнес-тренер Владимир Ушаков.
– Свой профессиональный интерес вижу в том, чтобы познакомиться с другими психологами района и в дальнейшем найти возможные варианты сотрудничества, – говорит Владимир Михайлович. – Уже есть интересные предложения: например, поработать с ребятами из спортивных классов – научить их преодолевать эмоции в спорте и достигать вершин.
А вот для пятикурсника НГПУ, общественника и педагога-психолога центра «Радуга» Дмитрия Лопухова участие в конкурсе – возможность не только заявить о себе в профессиональном сообществе, но и быть в курсе всего происходящего. Ведь по мнению Дмитрия, в современном мире все очень быстро меняется, появляются новые методики, технологии работы, которые можно отслеживать во время таких мероприятий.
– Держать руку на пульсе событий, быть в движении – очень важно для меня. – говорит Дима. – За день до финала я выступал с докладом «Биографические методы в профессиональном самоопределении школьников» на научно-практической конференции в НГПУ. По этой же теме пишу диплом. Но теоретиком себя назвать не могу, я – за применение полученных знаний на практике. Биографический метод, например, использовал на аудитории старшеклассников гимназии №3. В десятом классе ребята уже должны определиться – какую профессию хотят выбрать. В соответствии с этими предпочтениями предлагал им изучить и проанализировать биографию какого-либо выдающегося человека – юриста, музыканта, экономиста, ученого, а потом посмотреть, как изменился у каждого образ профессии и мотивация на ее получение. Удивительно, но большинство школьников после этой работы кардинально изменили свои взгляды. К тому же у них появилась ориентация на процесс, а не на достижения.
Путь к профессиональным вершинам лежит через испытания. Участники первого районного конкурса профессионального мастерства прекрасно с ними справились, а портфолио их стали солиднее. На церемонии награждения всем конкурсантам вручили благодарственные письма. А победители – Елена Аникина, Оксана Бокта и Наталья Семенова – получили дипломы и подарки.
Любовь РЖЕВСКАЯ
На снимке автора: О. Бокта и директор школы №165 А. Яковлев
Комментарии