Научный тандем
Научный тандем
Некоммерческий образовательный проект «Занимательная наука для школьников» организовали молодые ученые Анна Нартова, обладательница серебряной медали 3-го международного конкурса Inside Edge (Samsung), лауреат благотворительного фонда В. Потанина, и Сергей Семиколенов, лауреат грантов мэрии Новосибирска и администрации НСО. Они – кандидаты химических наук, обладатели гранта Президента РФ, сотрудники Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, единомышленники и супруги, искренне преданные общему делу.
– Когда сложился ваш научный тандем и в чем его успех?
Сергей: – Были одногруппниками, а с 2005 года мы женаты, поэтому наш тандем сложился давно, 15 лет назад.
Анна: – Сначала вместе учились, потом стали друзьями, в университете пошли специализироваться на одну кафедру, стали коллегами, затем учились в аспирантуре, с 2002-го сотрудники одного института, а с 2009-го еще и коллеги по образовательному проекту «Занимательная наука для школьников», который я организовала, и первый, кого пригласила, был Сергей.
– Как решили организовать свой образовательный проект?
Анна: – Я сотрудник научно-образовательного центра «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при НГУ. С 2009 года на меня были возложены обязанности организации образовательной деятельности этого НОЦ. Образовательный уровень студентов университета тогда сильно упал, и при этом еще снизился конкурс на естественно-научные специальности НГУ. А мы как преподаватели и сотрудники института были в специалистах очень заинтересованы. Сперва работали с учителями, поняв, что наша идея востребована, решили поработать с детьми. Сразу же ориентировались на работу не только с выпускниками, которые готовятся к ЕГЭ, а с детьми любого возраста. Идея в том, чтобы заинтересовать детей естественными науками до того, как появятся химия и физика в числе предметов: это происходит поздно, когда школьник уже определился с выбором будущей специальности. В 2009 году провели первый цикл занятий, ребят пришло на удивление много, и сразу стало очевидно – дело необходимо продолжать.
Сергей: – В 2010 году провели два крупных цикла занятий – весенний и осенний, к тому моменту мы уже расширили программу. К показательным опытам и семинарам добавили лабораторные работы, которые выполняли ребята, – самая востребованная часть, удачная и продуктивная, мы развивали ее постепенно. Сейчас химия представляет из себя цикл по занимательной и практической науке, состоящий из нескольких серий занятий, различающихся по уровню подготовки. Первая часть для школьников, только пришедших в химическую лабораторию, – самые простые эксперименты, знакомство с оборудованием и техникой безопасности. А дальше постепенно работа усложняется, и в третьем цикле я в игровой, познавательной форме знакомлю школьников со сложными теориями, например, с основами химической кинетики. При этом все занятия ориентированы на возраст от 5 до 18 лет, ребята распределены по группам – в соответствии с возрастом уровень проникновения в материал разный. В том числе занимаюсь с ними подготовкой к ЕГЭ и ГИА.
Анна: – Сейчас химия – уже многоуровневый проект. В 2012 году появилась физика – нас давно об этом просили. Привлекаем молодых научных сотрудников, у нас есть команда, которая работает по той же схеме, что и по химии, есть «занимательная» и «практическая» (лабораторные работы) физика . Этой весной у нас занимались около 300 ребят. На практических занятиях они разделены на группы по 10-12 человек. Получается, что у Сергея 2-3 занятия каждый будний день и 4-6 – в выходные. Уже три года выигрываем гранты фонда некоммерческих программ «Династия», что обеспечивает нашу самостоятельность и позволяет проводить занятия для школьников бесплатно. Кроме того, нас поддерживают НГУ, школа №162, предоставляющая безвозмездно помещение, СО РАН, наш Институт катализа и совет научной молодежи.
– Образовательная деятельность требует времени. Есть возможность заниматься наукой? Какие у вас основные научные интересы?
Анна: – Загрузка большая, но в будние дни мы занимаемся с ребятами по вечерам. И здесь сложился, действительно, тандем: не всякая жена потерпит, чтобы в течение целого семестра муж отсутствовал до 9-10 часов вечера на работе в будние дни и полностью все выходные, включая подготовку к занятиям. Но благодаря тому, что мы оба задействованы в этом проекте (я – руководитель, Сергей – преподаватель), все хорошо складывается, в том числе без ущерба для научной деятельности. По поводу тандема научного – здесь все немножко сложнее. Изначально мы работаем в разных областях науки: я занимаюсь физическими методами исследования поверхности твердых тел, у Сергея – сплошная химия и полимеры. Но года три назад в рамках моей работы возникла необходимость привлечь дополнительные методы для исследования моих систем. И муж очень помог своими знаниями, навыками и возможностями. Мы начали работу вместе, и с прошлого года Сергей – участник моего гранта Президента РФ. Так появляются совместные публикации, прежде всего имеющие отношение к моей научной работе. Что касается его основной научной деятельности, то тут сложнее. Я занимаюсь гетерогенным катализом, в том числе мы работаем с объектами, которые при переходе в нанометровые масштабы зачастую приобретают или проявляют особые свойства, это то, что можно отнести к нанотехнологиям.
Сергей: – Мое направление совсем прикладное – переработка шин, полимерные материалы. К сожалению, их нельзя исследовать на электронном спектрометре и сканирующем туннельном микроскопе, которые используются для исследования поверхности твердых тел и на которых работает Анна, поэтому в этой области работаю самостоятельно. Здесь наш тандем в основном в обсуждении. В своей тематике одной из важных задач вижу проблему утилизации отходов и техногенных образований. А еще – вторичная переработка отходов; поиск возобновляемых и альтернативных источников энергии; глубокая переработка нефти; получение топлив, содержащих меньшее количество серы и других примесей, разработка катализаторов этого процесса.
– Ученые могут мечтать?
Анна: – Конечно. У меня, как и у любого научного сотрудника, мечты связаны с получением результатов. Я работаю в области фундаментального катализа, нам весьма сложно выйти на прямое практическое применение. Сейчас в рамках нашей работы мы получаем очень интересные результаты. Хочется обобщить все так, чтобы сложилась некая теория, которая в дальнейшем смогла бы помочь в нашей области знаний и вывести уже на практические результаты.
Сергей: – А лично у меня мечта увидеть хотя бы одну разработку, которой я занимаюсь, воплощенной на практике при моей жизни. По крайней мере, что касается получения жидких поликетонов (нового типа жидких каучуков, добавки, значительно улучшающей технологические и эксплуатационные характеристики резины). И, конечно, чтобы получил дальнейшее развитие проект «Занимательная наука», чтобы хватило на это сил!
Егор ПЛИТЧЕНКО
Комментарии