• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:25 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    21.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Научный тандем

    Научный тандем

    Научный тандем

    Некоммерческий образовательный проект «Занимательная наука для школьников» организовали молодые ученые Анна Нартова, обладательница серебряной медали 3-го международного конкурса Inside Edge (Samsung), лауреат благотворительного фонда В. Потанина, и Сергей Семиколенов, лауреат грантов мэрии Новосибирска и администрации НСО. Они – кандидаты химических наук, обладатели гранта Президента РФ, сотрудники Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, единомышленники и супруги, искренне преданные общему делу.

    – Когда сложился ваш научный тандем и в чем его успех?

    Сергей: – Были одногруппниками, а с 2005 года мы женаты, поэтому наш тандем сложился давно, 15 лет назад.

    Анна: – Сначала вместе учились, потом стали друзьями, в университете пошли специализироваться на одну кафедру, стали коллегами, затем учились в аспирантуре, с 2002-го сотрудники одного института, а с 2009-го еще и коллеги по образовательному проекту «Занимательная наука для школьников», который я организовала, и первый, кого пригласила, был Сергей.

    – Как решили организовать свой образовательный проект?

    Анна: – Я сотрудник научно-образовательного центра «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при НГУ. С 2009 года на меня были возложены обязанности организации образовательной деятельности этого НОЦ. Образовательный уровень студентов университета тогда сильно упал, и при этом еще снизился конкурс на естественно-научные специальности НГУ. А мы как преподаватели и сотрудники института были в специалистах очень заинтересованы. Сперва работали с учителями, поняв, что наша идея востребована, решили поработать с детьми. Сразу же ориентировались на работу не только с выпускниками, которые готовятся к ЕГЭ, а с детьми любого возраста. Идея в том, чтобы заинтересовать детей естественными науками до того, как появятся химия и физика в числе предметов: это происходит поздно, когда школьник уже определился с выбором будущей специальности. В 2009 году провели первый цикл занятий, ребят пришло на удивление много, и сразу стало очевидно – дело необходимо продолжать.

    Сергей: – В 2010 году провели два крупных цикла занятий – весенний и осенний, к тому моменту мы уже расширили программу. К показательным опытам и семинарам добавили лабораторные работы, которые выполняли ребята, – самая востребованная часть, удачная и продуктивная, мы развивали ее постепенно. Сейчас химия представляет из себя цикл по занимательной и практической науке, состоящий из нескольких серий занятий, различающихся по уровню подготовки. Первая часть для школьников, только пришедших в химическую лабораторию, – самые простые эксперименты, знакомство с оборудованием и техникой безопасности. А дальше постепенно работа усложняется, и в третьем цикле я в игровой, познавательной форме знакомлю школьников со сложными теориями, например, с основами химической кинетики. При этом все занятия ориентированы на возраст от 5 до 18 лет, ребята распределены по группам – в соответствии с возрастом уровень проникновения в материал разный. В том числе занимаюсь с ними подготовкой к ЕГЭ и ГИА.

    Анна: – Сейчас химия – уже многоуровневый проект. В 2012 году появилась физика –  нас давно об этом просили.  Привлекаем молодых научных сотрудников, у нас есть команда, которая работает по той же схеме, что и по химии, есть «занимательная» и «практическая» (лабораторные работы) физика . Этой весной у нас занимались около 300 ребят. На практических занятиях они разделены на группы по 10-12 человек. Получается, что у Сергея 2-3 занятия каждый будний день и 4-6 – в выходные.  Уже три года выигрываем гранты фонда некоммерческих программ «Династия», что обеспечивает нашу самостоятельность и позволяет проводить занятия для школьников бесплатно. Кроме того, нас поддерживают НГУ, школа №162, предоставляющая безвозмездно помещение, СО РАН, наш Институт катализа и совет научной молодежи.

    – Образовательная деятельность требует времени. Есть возможность заниматься наукой? Какие у вас основные научные интересы?

    Анна: – Загрузка большая, но в будние дни мы занимаемся с ребятами по вечерам. И здесь сложился, действительно, тандем: не всякая жена потерпит, чтобы в течение целого семестра муж отсутствовал до 9-10 часов вечера на работе в будние дни и полностью все выходные, включая подготовку к занятиям. Но благодаря тому, что мы оба задействованы в этом проекте (я – руководитель, Сергей – преподаватель), все хорошо складывается, в том числе без ущерба для научной деятельности. По поводу тандема научного – здесь все немножко сложнее. Изначально мы работаем в разных областях науки: я занимаюсь физическими методами исследования поверхности твердых тел, у Сергея – сплошная химия и полимеры. Но года три назад в рамках моей работы возникла необходимость привлечь дополнительные методы для исследования моих систем. И муж очень помог своими знаниями, навыками и возможностями. Мы начали работу вместе, и с прошлого года Сергей – участник моего гранта Президента РФ. Так появляются совместные публикации, прежде всего имеющие отношение к моей научной работе. Что касается его основной научной деятельности, то тут сложнее. Я занимаюсь гетерогенным катализом, в том числе мы работаем с объектами, которые при переходе в нанометровые масштабы зачастую приобретают или проявляют особые свойства, это то, что можно отнести к нанотехнологиям.

    Сергей: – Мое направление совсем прикладное – переработка шин, полимерные материалы. К сожалению, их нельзя исследовать на электронном спектрометре и сканирующем туннельном микроскопе, которые используются для исследования поверхности твердых тел и на которых работает Анна, поэтому в этой области работаю самостоятельно. Здесь наш тандем в основном в обсуждении. В своей тематике одной из важных задач вижу проблему утилизации отходов и техногенных образований. А еще – вторичная переработка отходов; поиск возобновляемых и альтернативных источников энергии; глубокая переработка нефти; получение топлив, содержащих меньшее количество серы и других примесей, разработка катализаторов этого процесса.

    – Ученые могут мечтать?

    Анна: – Конечно. У меня, как и у любого научного сотрудника, мечты связаны с получением результатов. Я работаю в области фундаментального катализа, нам весьма сложно выйти на прямое практическое применение. Сейчас в рамках нашей работы мы получаем очень интересные результаты. Хочется обобщить все так, чтобы сложилась некая теория, которая в дальнейшем смогла бы помочь в нашей области знаний и вывести уже на практические результаты.

    Сергей: – А лично у меня мечта увидеть хотя бы одну разработку, которой я занимаюсь, воплощенной на практике при моей жизни. По крайней мере, что касается получения жидких поликетонов (нового типа жидких каучуков, добавки, значительно улучшающей технологические и эксплуатационные характеристики резины). И, конечно, чтобы получил дальнейшее развитие проект «Занимательная наука», чтобы хватило на это сил!

    Егор ПЛИТЧЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    95 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    87 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    86 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    87 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    110 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    88 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное