Наследие Сухомлинского: Новосибирск – Циндао
Наследие Сухомлинского: Новосибирск – Циндао
В городе Циндао (КНР) прошел международный симпозиум «Педагогические идеи В. Сухомлинского в современной практике». На его открытии китайские и российские коллеги говорили о том, что идеи великого советского педагога соответствуют мировым тенденциям развития образования, поэтому наследие Василия Александровича необходимо изучать. Особенно актуальны в современном обществе темы, связанные с личностным подходом к организации обучения и воспитания детей и молодежи.
Российскую сторону на форуме представляли психолог гимназии №6 «Центр Горностай» Анна Бердникова; директор школы №112 Вадим Платонов; доктор исторических наук, профессор, первый заместитель директора Сибирского института управления Андрей Зуев; кандидат педагогических наук, завкафедрой иностранных языков, директор Центра русского языка Сибирского института управления Марина Ковалёва; профессор НГУ, завкафедрой востоковедения Сергей Комиссаров.
Инициаторами проведения форума выступило управление образования Циндао. В симпозиуме также приняли участие зав. контрольной канцелярией образования Циндаоского народного правительства Ли Чжинцзян, директор института педагогической науки университета Юй Липин; директор школы №66 г. Циндао Сюэ Фэн Лу, профессор Синьцзянского университета Ли Цзин.
В подходах к современному образованию китайские и российские педагоги оказались солидарны, что неудивительно: 112-я школа и гимназия №6 «Центр Горностай» интегрированы в мировое образовательное пространство, поэтому из личного опыта знают, чем живут их зарубежные коллеги. В гимназии активно работает центр международного сотрудничества, налажены связи со школами Франции, Германии, Мальты, Японии, Китая. В 112-й с 2011 года действует международный центр изучения китайского языка и культуры. Совместно с ребятами из Германии горностаевцы и ученики 112-й принимали участие в международных исследовательских проектах «Zonnenfinsternis», «Европейцы за мир»; общались с носителями языка в лингвистических лагерях при Синьцзянском и Тяньцзинском университетах, изучали язык и культуру Китая в древней столице Сиань; публиковали исследовательские работы в зарубежных изданиях; занимали призовые места на международных конференциях.
За активную международную образовательную деятельность психологу гимназии №6 «Центр Горностай» Анне Бердниковой и директору школы №112 Вадиму Платонову присвоены почетные звания «Эксперт по международному образованию университета города Циндао Китайской Народной Республики».
– Согласно теории Сухомлинского педагог должен постоянно расти и развиваться, используя опыт и знания разных школ. Только тогда он способен заинтересовать ребенка, открыть ему мир, увлечь. Именно такие учителя присутствовали на форуме, – делится впечатлениями Анна Бердникова. – Но особенно меня впечатлило, что китайские коллеги прекрасно знают труды советских педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили. Ориентируются в материале, в основных положениях педагогических теорий.
По словам Вадима Платонова, главная заслуга Сухомлинского в том, что он создал уникальную систему развития личности школьника, охватив все возрастные группы, а также объединив содержательно и методически урочную и внеурочную деятельность, сделал акцент на привлечении к этому процессу детей, учителей и родителей.
– Хотелось бы выразить признательность коллективу школы №66 города Циндао, преподавателям Синьцзянского и Циндаоского университетов, НГУ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ за организацию педагогического форума, посвященного наследию Сухомлинского. Современному педагогу важно понимать, что личность ребенка – центр школьной жизни, главная цель и ценность учебно-воспитательного процесса, поэтому нужно создавать все условия для всестороннего развития школьника: нравственного, интеллектуального, трудового, эстетического, физического.
Что касается авторитета учителя, то под ним Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.
Любовь СЕМЕНЕНКО
Комментарии