На чужом горе
На чужом горе
На чужом горе
Милицейская хроника под заголовком «РУВД сообщает» бытует в «Навигаторе» с самых первых номеров газеты. За прошедшие годы колонка приобрела популярность среди многих читателей и стала неотъемлемой частью издания. Однако оперативные данные, излагаемые по горячим следам событий, часто очень скупы и к тому же являются лишь предварительными. И только суд, как известно, расставляет все точки над «i».
В нашей новой рубрике «Суд да дело», которую открываем сегодня, мы постараемся более подробно рассказывать о громких уголовных делах в районе, об обстоятельствах совершения и раскрытия нерядовых преступлений. Будем касаться и меры наказания за преступление. Вероятно, некоторую часть публикаций посвятим актуальным вопросам гражданского законодательства.
Эта рубрика не могла бы состояться без всесторонней поддержки федерального суда Советского района, сотрудники которого стали главными источниками информации и консультантами в новом проекте.
Новосибирск становится одной из криминальных столиц России. Не обходится практически ни одного дня, чтобы в криминальных сводках телевизионных каналов не упоминался наш город: убийства, грабежи, насилие, взяточничество. Не последнее место в общей картине занимает Советский район, который в силу своей специфичности, а именно высокого интеллектуального потенциала, порождает, может, и не самые новые, но уж точно редкие формы преступлений.
В январе этого года Академгородок всколыхнула страшная весть: пропал 12-летний ученик 130-й школы, который после занятий вышел из лицея и домой не вернулся. Была надежда на то, что мальчишка где-то загулял, путешествует или решил проучить родителей, как часто это бывает с подростками. Ну, погуляет и вернется. Однако такое поведение было несвойственно ребенку. Родители обратились в милицию с заявлением об исчезновении сына, а сами с друзьями и родственниками несколько дней тщетно искали его по чердакам, подвалам, дачам, гаражам. Были напечатаны и расклеены по всему Академгородку объявления о его пропаже, в котором родители предлагали за достоверную информацию или за возвращение сына большое вознаграждение. Спустя несколько дней мать пропавшего мальчика выступила в эфире канала НТН-4 с просьбой к похитителям – не причинять ребенку вреда и еще раз подтвердила сумму выкупа.
Виктор Винс о пропаже мальчика впервые услышал от своего знакомого на улице. Через несколько дней он увидел расклеенные плакаты, в которых за возвращение ребенка обещалось крупное вознаграждение. И у него возникла идея – а почему бы не получить самому эти деньги, выдав себя за похитителей?
Винсу в январе, т.е. на момент преступления, было неполных двадцать лет. Он вырос в интеллигентной семье и, по словам родственников, был умным и добрым парнем: не пил, не курил, увлекался информатикой. Имеет младших братьев. Одним словом, нормальный парень. И вот у этого «нормального» человека возникает преступная, безжалостная идея нажиться на чужом горе.
Он приступает к осуществлению задуманного, определив для себя основные правила. Во-первых, никого из знакомых не посвящать в свой план. Во-вторых, передавать информацию без обратной связи, не оставляя улик. И, главное, необходимо постоянно контролировать ситуацию на случай, если мальчик вернется. Поэтому перед тем, как сделать что-то важное, он узнавал во дворе или от друзей: вернулся мальчик или нет. Он заготовил несколько писем для родителей ребенка, в которых сообщил, что их сын находится у них (т.е. создавал видимость, что действует не один) и потребовал передать выкуп в размере 125000 долларов в качестве условия возвращения ребенка домой, в противном случае угрожая физической расправой над их сыном. Сначала он позвонил по домашнему телефону родителям (номер его он узнает из телефонной базы в компьютере), выдавая себя за похитителей, и потребовал взамен за жизнь ребенка указанную сумму. Письма передавались родителям через случайные почтовые ящики одно за другим, в которых ставились дополнительные условия передачи денег.
Родители мальчика к этим угрозам, естественно, относились всерьез и, опасаясь за судьбу своего сына, соглашались на выполнение всех условий. Однако несколько раз передача денег срывалась по разным причинам. И тогда Винс, понимая, что одному ему все-таки трудно контролировать ситуацию, решил привлечь в помощники своего знакомого, который жил в городе. Конечно же, он не посвятил его в свои преступные планы, сказав лишь, что можно заработать деньги, пообещав за оказанную услугу 15000 рублей. Для этого нужно было якобы организовать передачу денег другим людям. Помощник должен был взять деньги в условленном месте и передать их Винсу. И тот, непосвященный в планы Винса, согласился.
В каждой записке, которые оставлялись для отца мальчика в разных почтовых ящиках, содержались инструкции и схемы, куда нужно ехать и что делать дальше. Сначала указывался один адрес, потом по прибытии в данную точку по мобильному телефону назначался другой пункт. Чтобы нагнать таинственности и страха, ставились дополнительные условия. Например, такси, на котором родители должны были отвезти деньги в указанное место, должно было быть из определенной фирмы, чтобы на нем были опознавательные знаки, в салоне машины должен гореть свет, а находиться в ней только один человек – водитель и т.д. Несколько раз меняли маршрут, место, где нужно было оставить пакет с деньгами, гоняли машину по городу из одного района в другой.
Милиция проводила свои оперативно-розыскные мероприятия. Накануне очередной попытки передачи денег отец показал сотрудникам милиции последнюю записку с условиями возвращения его сына, в ней была ссылка на очередную схему. Они переписали номера купюр по 100 долларов на сумму 5000 долларов и положили в конверт вместе запиской, в которой была просьба к похитителям предоставить подтверждение о том, что ребенок у них. Действуя согласно последним инструкциям и схеме, отец мальчика выполнил все последующие указания, данные по телефону, оставил пакет с деньгами в указанном месте и уехал домой – ждать дальнейших сообщений.
Затем события развивались следующим образом: получив от отца ребенка подтверждение о том, что деньги положены в условленном месте, Винс звонит своему приятелю, который находится неподалеку от места передачи, и просит его забрать пакет с деньгами. Назначает ему встречу около цирка, в Нарымском сквере. Там он забирает пакет с 5000 долларов, после чего отправляется домой в Советский район, где его и задерживают сотрудники милиции.
В ходе следствия экспертизой было установлено, что все записки с угрозами и инструкциями писались человеком, «уровень культуры письменной речи которого характерен для лиц с высшим образованием» (цитата из материалов следствия). Далее еще лучше – «автор данных текстов воспитывался, вероятно, в этически культурной среде» (тоже цитата). И еще одна выдержка из заключения судебно-психиатрической экспертизы: «Для Винса В.В. характерно отсутствие сдерживающих механизмов собственной моральной цензуры, что делает поведение его ненадежным, непостоянным и циничным. Не исключены проявления агрессии вовне, жестокости в отношении окружающих, обусловленных высоким уровнем притязаний и ощущением собственной исключительности». Видимо, последнее обстоятельство и привело его к совершению преступления.
Федеральный суд Советского района 13 сентября 2004 г., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Винса Виктора Владимировича, признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 163, ч. 3, п.«б», УК РФ («Вымогательство в целях получения имущества в особо крупных размерах»), и назначил ему наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в силу 20 октября.
Татьяна ПРАВДИНА.
P.S. Что касается пропавшего мальчика, то на настоящий момент мероприятия по его розыску продолжаются.
Комментарии