• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:12 воскресенье, 24 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    24.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • На авансцене авангарда

    На авансцене авангарда

    На авансцене авангарда 1 ноября в Музее художественного творчества (ДМ «Юность») открылась персональная выставка художницы студии «М’арт» Ирины ВЕРЕМЕЕНКО.>>>


    1 ноября в Музее художественного творчества (ДМ «Юность») открылась персональная выставка художницы студии «М’арт» Ирины ВЕРЕМЕЕНКО.

     

    Авангард – искусство сложное, но одинаково интересное для обеих сторон творческого процесса – творца и зрителя. Первым авангард дает бесконечную свободу самовыражения и возможность создать свой, неповторимый стиль. Вторым – радость «узнавания себя», ведь авангардное искусство как никакое другое позволяет зрителю не только созерцать, но и мыслить.

    В самом деле, любая строчка в стихотворении (любой штрих на картине), падая камнем в наш мозг, рождает волны ассоциаций и образов, связанных лично с нашим мировосприятием. И поэтому понятен восторг человека, который, глядя на авангардную работу, понимает, о чем она. Это понимание – сродни божественному откровению – гласит о том, что незримые волны художника и зрителя совпали. Зритель с придыханием осознает, что что-то в его с художником воспитании, образовании и становлении шло параллельным с ним, зрителем, курсом. А стало быть, художник – уже не посторонний человек. Вот прямо сейчас, на глазах, он стал ближе.

    Пересказать содержание картины – закрыть тот поток ассоциаций, который она рождает. И тем самым рассказать не столько о картине, сколько о самом себе. Я сам писал когда-то:

     

    И сейчас ты с ужасом видишь:

    Как из моря туманного бриг,

    Непонятное глазу, как идиш,

    Выплывает лицо мое…

     

    Лучшие картины Ирины Веремеенко – как раз тот самый выплывающий из тумана бриг. На картине «Корабль» первые пять секунд этот самый корабль не можешь найти глазами. И вдруг сам себе удивляешься: да вот же он, прямо перед носом. Стоит где-то в Крыму, в маленькой гавани, заросшей тиной и тишиной. Старый баркас, отработавший свой век, никому теперь не нужный, пришвартованный к этому месту навечно. Стыдящийся своего вида, словно втянувший голову в плечи, желающий только одного – слиться с окружающей действительностью. Стоит и видит сны о своем былом великолепии, былых походах… Сны о свободе.

    С расстояния пяти метров кажущиеся мазней трехлетнего ребенка, при ближайшем рассмотрении работы Веремеенко пульсируют скрытой в хаосе пляшущих красок осмысленной предметностью. Картина «Окно дома» – песня русской глубинке, чем-то она напомнила мне окраину Томска: затопленные осенними дождями чуть ли не по окна, когда-то беленькие, а теперь посеревшие, облупленные домишки. Непролазная грязь, покосившиеся заборы и телеграфные столбы, отсутствие людей, тучи. Где-то вдали черной птицей маячит погост. Ощущение одиночества, пустоты и скрытой тревоги – «мерзость запустения», как сказано в Библии. И вместе с тем работа, выполненная на белом фоне, не оставляет ощущения безысходности, пробуждая в душе теплое чувство сопричастности к родине, к ее страданию и боли. Такие картины – выплаканные слезы. После них становится легче.

    Автор выставки – воплощенное обаяние. Я не удержался, чтобы не задать несколько вопросов.

    – Ирина, как вы пришли в живопись?

    – Отправной точкой, наверное, нужно считать поступление на художественно-графический факультет нашего пединститута (по образованию я учитель черчения, рисования и труда). Я много чего умею делать руками и захотела обучаться именно там, для того чтобы делать это уже профессионально. А подавляющее большинство моих сокурсников – для того чтобы научиться рисовать и стать профессиональными художниками. Парадокс заключается в том, что сейчас из всех, кто поступал со мной, одна я художник, а они зарабатывают на жизнь ремеслом.

    Никогда не думала, что буду рисовать. Во время учебы все мои помыслы были связаны с начертательной геометрией. По этому предмету я делала диплом, защитила его блестяще. Сразу после защиты на лестнице встречаю завкафедрой рисунка и живописи А. Абрамова. Несколько обиженно он говорит: «Я так надеялся, что ты будешь делать диплом по живописи, а ты…»

    – И как все-таки произошел прорыв от сухой «начерталки» до возвышенной живописи?

    – После пединститута я пошла работать в школу учителем черчения и рисования. Полученные на худграфе навыки терять не хотелось, а захотелось, наоборот, их развить. И в поисках приложения своих усилий я наткнулась на студию «М’арт». Сердцем, душой и самым грозным критиком там была Наталья Чижик – человек совершенно уникальный во всех смыслах. Я разложила перед ней свои гениальные (как мне казалось) пейзажи, а взамен получила такой разнос! В резюме значилось: с тобой связываться бесполезно – тебя уже так испортили, что теперь ничем не исправишь.

    Я человек упертый и примерно через полгода все равно стала членом студии. В общем-то, она меня художником и сделала.

    В последние наши встречи она была уже тяжело больна. Я заходила к ней иногда – покормить, поухаживать. Однажды захватила свои рисунки. А Наталья, человек горячий, эмоциональный, как и в тот первый раз, устроила беспощадную критику моим работам. Она обожала живопись и в этом вопросе была бескомпромиссна. В тот момент я опять увидела огонь в ее стремительно потухающих глазах. И я стала приносить рисунки снова и снова. Это продолжалось полгода…

    Когда Наталью похоронили, я решила для себя, что теперь-то я точно не имею право бросать живопись, потому что эта Женщина вложила в меня слишком много сил, и я не могу просто взять и похоронить все это вместе с ней. Я стала рисовать с еще большим рвением. Через полгода после трагической даты состоялась выставка, посвященная памяти Натальи. Студийцы увидели мои работы и испытали подобие культурного шока: никто не ожидал, что за полгода можно совершить такой творческий рывок.

    – Как бы вы охарактеризовали свой стиль?

    – Я его еще не нашла. У меня каждая выставка, будучи цельной внутри себя, радикально отличается от предыдущей. Сначала я комплексовала на этот счет, а потом подумала: «Ведь это и есть мой стиль!» Пишу я достаточно узнаваемо – и это главное, но в то же время мои работы с разных выставок отличаются одна от другой, как небо от земли.

    Следование определенному стилю – это, наверное, занятие для прагматиков, а я человек чувственный. Я могу полгода ничего не делать, а потом вспомнить, что у меня через месяц выставка, и запоем нарисовать полсотни работ.

    – Художник-реалист, пишущий с натуры, видит объект своего творчества, и фактически ему остается лишь перенести его на бумагу или холст. Как создаете свои картины вы?

    – Я не знаю, как это происходит. Честно. Мне просто нравится этот процесс, и все. Знаю одно: в основе рисования лежат эмоции. И темперамент художника.

    Я и путешествую в основном ради рисования. Был случай несколько лет назад: примерно за месяц до выставки понимаю, что у меня нет не то что картин – нет даже идей, из которых образовались бы эти картины. Что я делаю? Покупаю билеты в Стамбул, прихватываю подругу, и мы летим туда. Я просто упиваюсь этим городом, непрерывно делая зарисовки, выискивая сюжеты, стараясь впитать в себя колорит и дух этого места. Возвращаюсь домой, и после месяца интенсивного труда днем и ночью рождается выставка...

    Люблю рисовать на тонированной бумаге. Она сразу дает какой-то фон, некое настроение.

    – На выставке несколько картин дублируются, имеют одинаковое название – «Изгои», «Атлантида», «Проникновение» – и примерно одинаковый сюжет. Это намек, подразумевающий продажу «лишних» экземпляров?

    – Ощущение повторения обманчиво. Работы, о которых вы говорите, парные, и должны висеть рядом, дополняя друг друга. В какой-то степени это одна работа, но назвать их диптихом было бы неверно, потому что каждая из них самодостаточна.

    А картины на продажу я не пишу принципиально. Превращение рисования в ремесло грозит падением художественного уровня. Нет, зачем лукавить: если после выставки подойдет человек и скажет: «Я хочу купить вот эту картину» – я возражать не стану. Но все, что вы видите сейчас, это исключительно «искусство ради искусства».

    – Чем зарабатываете себе на жизнь, если не секрет?

    – Два года назад я профессионально занялась фотографией, и сейчас это и является моим основным родом деятельности. Фотографирую свадьбы, делаю портфолио и т.д. К счастью, профессия фотографа очень близка к профессии художника. По крайней мере, без опыта художественного творчества и соответствующего образования мне бы было очень тяжело состояться в этом новом для меня качестве. Я получаю массу удовольствия от работы, и надеюсь, это сказывается на результатах.

    – Кто оказал на вас самое сильное влияние не как на художника, а как на человека?

    – Не могу назвать такую личность. Считаю, что не стоит создавать себе кумиров, а учиться нужно у всех помаленьку. Вот я сейчас с вами пообщалась – и что-то переняла у вас.

    Что бы там ни говорили, но людей светлых, светящих маяком во тьме, очень много. По крайней мере, мне на них везет всегда.

     

    Сергей МАЛЫХ

     

    Фото автора


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    255 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    224 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    222 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    236 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    269 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    219 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное