Мультиэффекты образования пожилых
Мультиэффекты образования пожилых
Закончился учебный год в Информационно-образовательном центре для пожилых (ИОЦП). Осмысливая 7-летний опыт обучения людей золотого возраста, можно сделать вывод об эффективности этого направления деятельности.
ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ – К САМОПОЗНАНИЮ
Один восточный философ замечательно определил основное в процессе учения: «Главная задача образования – это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности; духа, не признающего поражения; настойчивости в достижении цели; готовности к самопознанию и, прежде всего, сострадания».
Образование людей старшего поколения, завершивших свою профессиональную деятельность и получивших большой жизненный опыт, безусловно, имеет свою специфику. Самое главное для пожилого человека – разобраться в самом себе. Это позволит увидеть и познать другого человека (детей, внуков, сверстников) в общении и выстраивании отношений с ними. Задача «разобраться в себе» для пожилого человека очень важна. Многие даже не думают об этом, им кажется, что по возрасту они уже достойны уважения. К сожалению, так бывает не всегда. Мы подчас не замечаем своего брюзжания, осуждения всего и вся, раздражения, иногда грубости. Многие из нас живут прошлым: нам кажется, что тогда было жить надежнее, лучше. Но жить надо и сейчас, в изменившихся условиях. Это порождает у пожилого человека внутреннее противоречие, невосприятие современной жизни наших детей, внуков, обиду на власть, раздражение и неудовлетворенность. А отсюда пошло-поехало – мы начинаем болеть, плохо спать, инициируем конфликты, стрессы.
Где же выход? А он есть, и очень простой – надо вырваться из этого порочного круга, пойти к позитивным своим сверстникам, у которых такая же пенсия, те же проблемы, но они живут другой жизнью, в которой есть место радости, дружбе, знаниям. Эти люди рядом, в нашем центре.
ЧТО ДАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫМ?
Образовательные курсы помогли им понять самого себя, специфику возраста, психологию стареющего человека, понять, в каком обществе мы живем, адаптироваться к новым условиям и вновь стать полезным в семье и обществе.
Что для нас означает – стать вновь полезным? Во-первых, не создавать проблем своим взрослым детям, с которыми у некоторых, к сожалению, нет взаимопонимания. Однажды в администрации района на собрании актива я услышала от руководителя одной из фирм обращение к власти: «Помогите пожилым людям найти свое место в этой жизни. Моя мама живет только прошлым, осуждает все происходящее, у нее нет радости».
Во-вторых, нам надо постараться быть здоровыми. Конечно, у всех букет болячек, у многих обида на врачей, отсутствие льготных лекарств. Но чтобы быть на ногах, чувствовать себя не дряхлым и болящим, нужно очень много потрудиться: делать утреннюю гимнастику, ходить (10000 шагов в день), никого не обижать и не держать обиду на других. Не допускать конфликтов, быть милосердным. А если не делать этого, то организм не выдерживает нервных нагрузок и отвечает болезнями. Сколько хлопот мы тогда доставляем своим занятым на работе детям!
В-третьих, нам надо постараться перестать с утра до вечера ругать власть и нынешнюю жизнь. Это ничего не дает для изменения ситуации, но истощает нервы. Вспомните войну и послевоенные годы – какие тяготы вынесло наше поколение, а ведь выстояли, выжили!
РЕИНТЕГРАЦИЯ ПОЖИЛЫХ В СЕМЬЮ И ОБЩЕСТВО
Опыт нашего центра показывает, как изменяется мировоззрение пожилых «студентов», как появляется у них тяга к творчеству, к активному участию в жизни местного сообщества.
Среди наших слушателей и активисты ТОС, старшие по домам и подъездам, участники районного конкурса по озеленению. Бердские слушатели своим примером вовлекают людей к участию в городских субботниках, шефствуют над приютом, ко Дню защиты детей вручили деткам более 100 кукол-оберегов, которые сделали сами. И некогда скучать нашим бабушкам, им хочется и на занятия прийти, и в хоре попеть, и на концерт сходить, и на экскурсию. А для этого надо красиво одеться, сделать прическу. Как красивы эти женщины, и разве дашь им их годы! А супербабушки, которые освоили восточное боевое искусство айкидо!
РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Все эти 7 лет мы ставили задачу расширения образовательного пространства пожилых людей.
С этой целью приблизили занятия к месту жительства, открыли отделения ИОЦП сначала в микрорайоне «ОбьГЭС», затем в Бердске. Мы провели несколько трехдневных семинаров по методологии образования пожилых, на которые приглашали руководителей общественных организаций Новосибирска. В результате у них появилась мотивация создания клубов общения пожилых людей.
На семинаре для клубов общения городов и сел области присутствовало 42 человека. Для них это новые знания по методологии интерактивных занятий.
Семинар в Ордынском «Без нас нет государства» проводился с участием социальных работников ближних сел. Вместе с нами они осваивали интерактивные методы работы с пожилыми.
Много внимания уделяется повышению квалификации наших мультипликаторов, т.е. добровольных специалистов по работе с пожилыми людьми. Таких активистов подготовлено 72 человека. Семинары для них дают новый импульс, новые знания. Мы знаем, что обычно лекция усваивается слушателями всего на 5%. Лучше всего усваивается материал, если человек не просто участвует, а обучает других. Поэтому работа в группах над проектами, презентация этих проектов, коллективное обсуждение и рефлексия делают слушателей соучастниками процесса обучения. При этом пассивное отношение просто исключено.
И нас очень радуют вести, что по инициативе ТОС возникает клуб общения пожилых в Огурцове, в Плановом поселке в ТОС «Содружество». В Кольцове совет ветеранов намерен создать центр, подобный нашему.
В левобережном ИОЦП Л. Широкова организовала литературно-музыкальную гостиную «Созвучие», объединившую поэтов ОбьГЭС, на стихи которых Т. Егорова пишет музыку, а трио «Мелодия» в составе Т. Егоровой (композитор, музыкант и певица), В. Веранис и Н. Коцупий исполняет чудесные песни. Возник поэтический клуб на Полевой, открылась литературно-музыкальная гостиная в ДМ «Юность», в «Академии».
Мы очень благодарны редакции газеты «Навигатор» за распространение опыта нашей деятельности посредством публикаций.
Все, что я рассказала, мы называем мультиэффектами. Пусть их будет как можно больше, чтобы люди третьего возраста нашли то, что им интересно, вышли из четырех стен и присоединились к тем, кто радуется общению, дружбе, новым познаниям, творчеству.
С. Чубченко, руководитель ИОЦП
Комментарии