Москвичи стали сибиряками
Москвичи стали сибиряками
Москвичи стали сибиряками «Мои молодые друзья! Только что подписано решение правительства о создании научного центра в Сибири. Есть уникальная возможность начать самим строить свою судьбу, максимально реализоваться… Я зову вас с собой», – с таким обращением в 1957 году выступил на комсомольском собрании в актовом зале Московского государственного университета академик Сергей Львович Соболев.>>>
«Мои молодые друзья! Только что подписано решение правительства о создании научного центра в Сибири. Есть уникальная возможность начать самим строить свою судьбу, максимально реализоваться… Я зову вас с собой», – с таким обращением в 1957 году выступил на комсомольском собрании в актовом зале Московского государственного университета академик Сергей Львович Соболев.
Молодые супруги Бакакины поначалу не соотнесли этот призыв со своей жизнью. В Москве у них была 3-комнатная квартира, перспективная работа, родился первенец. Однако уже через несколько месяцев судьба привела их в Новосибирск, где каждый занял свое место: Владимир Васильевич – в научном мире, Мария Григорьевна – в культурной жизни Академгородка.
О том, как создавался и жил научный центр Сибири, о людях, встретившихся на пути, о простом человеческом счастье рассказала Мария Григорьевна накануне праздника 8 Марта.
В ГУЩЕ СОБЫТИЙ
– Детство и молодость прошли в Москве, на Большой Калужской. Теперь это уже почти центр. Местом наших игр был Нескучный сад, – вспоминает Мария Григорьевна. – Работала я на геологическом факультете МГУ, там же муж учился в аспирантуре. В 1958 году его научный руководитель Георгий Борисович Бокий позвал в Новосибирск создавать лабораторию кристаллографии и кристаллохимии. Тому поколению свойственна была романтика и поиск чего-то нового. Недолго думая, мы засобирались в Сибирь.
Сначала в Академгородок приехал Владимир Васильевич. Позднее, уже с двумя детьми, перебралась сюда Мария Григорьевна. Муж занимался наукой, а она – воспитанием детей, в Новосибирске родились еще двое.
– Когда мы приехали, – продолжает Мария Григорьевна, – здесь только строился Институт гидродинамики. Возле рынка было возведено несколько 3-этажных домиков. Нас поселили на Морском проспекте в доме 4«Б». Жили в двух комнатах на подселении. С нами жила семья из Львова. В 1962-м нам дали отдельную 2-комнатную квартиру, а в следующем году – полнометражную 3-комнатную.
Первое время я сидела дома. Не хотелось отдавать детей в чужие руки, хотя в садиках в то время окружали заботой и любовью, был строгий контроль со стороны государства. Детские сады организовывались во всех домах, которые строились, – под них на первом этаже специально отводили одну-две квартиры.
Жили тогда все одной семьей. Городок был очень открытым – открытые окна и двери, не было нигде решеток. На детских площадках оставляли на ночь коляски, велосипеды, висело выстиранное белье…
В 1977 году Мария Григорьевна устроилась на работу в библиотеку политучилища. Там ее заметила бывший директор ДК «Академия» Н. Малиновская и пригласила на должность художественного руководителя. Позже Мария Григорьевна стала заместителем, а потом и директором.
Самый тяжелый период в работе – годы перестройки, когда учреждения культуры оказались никому не нужными. Профсоюзная организация, к которой относился ДК «Академия», «рухнула» почти сразу. Поддержало руководство Сибирского отделения. Валентин Афанасьевич Коптюг и Мария Григорьевна сообща рассматривали, какие есть варианты сохранить это учреждение. Благодаря его участию, а также администрации области тогда удалось отстоять «Академию».
– Культура всегда была поддержкой, особенно в трудное время, – рассказывает Мария Григорьевна. – Люди по году не получали зарплату, и тем не менее мы сохранили творческие коллективы. В ДК «Академия» прекрасные оркестры – симфонический, народных инструментов, хоры – академический, «Славянский лик». Надо отдать должное руководителям-профессионалам, которые, несмотря на отсутствие денег, не бросали свои коллективы, приезжали из города на репетиции и концерты. В прошлом году «Академия» отпраздновала 45-летний юбилей.
Уже почти полвека живет в Новосибирском научном центре семья Бакакиных.
– Все эти годы прошли в гуще жизни Академгородка, – говорит Мария Григорьевна. – Если первое время мелькала мысль, что, возможно, вернемся в Москву (там сохранялась бронь на квартиру и можно было ее продлять), то уже после 5-6 лет поняли, что никуда отсюда не уедем. Настолько нам на душу легла обстановка в Академгородке: и природа, и люди, и сам дух – удивительно демократичный, доброжелательный, интеллектуальный. Детям было здесь хорошо.
Городок меняется. И природа вокруг – тоже, но все-таки она еще нас поддерживает, помогает жить!
ГЛАВНОЕ – ЛЮДИ
– На судьбе каждого сказывается окружение, – размышляет Мария Григорьевна. – На меня оказывали влияние люди, с которыми я столкнулась в Академгородке.
Важную роль сыграла Малиновская, которая позвала в «Академию». Так бы я могла остаться библиотечным работником.
Долгое время на меня влияли люди, которые входили в правление нашего Дома культуры. Это был общественный орган, который избирался на годичном общегородковском профсоюзном собрании. К выборам подходили серьезно, каждая кандидатура обсуждалась. В правление входили в свое время и академики, и членкоры, и доктора наук. Для них это была общественная работа, а она отсеивала равнодушных и выявляла достойных. В Академгородке многое делалось на общественных началах и всегда с энтузиазмом.
Здесь мы нашли друзей. Сразу отобралось 5-6 семей, с которыми нас связывает теперь уже почти 50-летняя дружба. Они нам как родственники, потому что и в радости, и в горе мы поддерживаем друг друга. Это окружение, которое никогда не подведет и не скажет о тебе плохо «за глаза». Друзья – это самое главное, а наше поколение умело ценить дружбу.
ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ
– Быть женщиной – значит быть выносливой. На русских женщинах, а потом на советских держались и устои страны, и устои семьи, – рассуждает Мария Григорьевна. – У наших женщин трудная судьба. Им пришлось переучиваться, перестраиваться в период экономических и социальных реформ. В то же время никто не снимал с них заботы о детях, внуках и ответственность за их жизнь.
У меня женская судьба сложилась счастливо. Родилось четверо детей. Сейчас уже внуки выросли, появились правнуки. Два года назад отметили с мужем золотую свадьбу.
Были и радостные события, и тяжелые потери… Но мы всегда держались вместе.
Дети учились хорошо. Все закончили 162-ю школу, потом университет. Средний сын окончил НЭТИ. Внучка тоже выпускница НГУ. Сейчас я уже дважды прабабушка.
Семья имеет очень большое значение, особенно в трудное время. От воспитания, которое в ней получают дети, зависит их жизнь и будущее страны.
Своих детей мы, в первую очередь, учили порядочности – не делать плохо никому и ни в чем. Взаимопомощь – обязательно!
Необходимо прививать детям любовь к Родине! Иначе мы не общество и не русские люди.
Одна из главных ценностей – верность. Семьи должны быть крепкими, надежными, добрыми!
У нас не было особенных карьерных взлетов и больших денег, но средств всегда хватало: на детей, на друзей, на книги. Мы не бедствовали и всегда радовались жизни.
У нашего поколения была тяжелая судьба. Мы пережили войну, оккупацию, послевоенный период восстановления.
Благодарна судьбе за то, что лучшие годы прожила в Академгородке. Это позволяет оглянуться на свою жизнь с гордостью!
Ольга ВЕШКИНА
Комментарии