Мой сбывшийся сон
Мой сбывшийся сон
Есть город, который я вижу во сне,
О, если б вы знали, как дорог!
С. Кирсанов
Когда меня трехлетнего мама везла по Морскому проспекту на санках в садик, я, покачиваясь на ухабах, зачастую еще досыпал последние утренние сны. Грань между сном и явью была хрупка и неопределенна, и сквозь полузакрытые веки мне виделись огоньки просыпающегося вместе со мной, совсем еще маленького Городка…
Много позже в компании, собравшейся из учеников параллельных классов, мы ехали на новогодние праздники в Москву. На второй полке плацкартного вагона всю дорогу лежал здоровый мужик. Он был нетрезв и грустно смотрел в окно. Как-то раз подозвал меня к себе.
– Малыш, есть такая песня, – и он напел несколько строк из Кукина:
Вместо домов у людей в этом городе небо,
Руки любимых у них вместо квартир.
Я никогда в этом городе не был, не был,
Я все ищу и никак мне его не найти.
– Я ищу этот город, колеся по всей стране уже много лет, – сказал мужик. – И не знаю, найду ли. Малыш, найди этот город, найди обязательно…
Тема города мечты, «города из сна» в юные годы сопровождала меня постоянно. Из книги «Листья травы» Уолта Уитмена запомнились такие строки: «…это был город Друзей, какого еще никогда не бывало, и превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь». В романе Леонида Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли» описывается некий город будущего, «идеальный мир», к которому стремится герой книги.
В середине 70-х в журнале «Юность» был опубликован очень оптимистичный, полный энергии очерк о первостроителях Братской ГЭС, который назывался «Приснился мне город». Он так вдохновил меня, что в семнадцать лет я поехал в Братск на места описываемых событий. Город Братск, кстати, напоминает наш Академгородок, много похожих улиц, но назвать его городом из сна я не смог.
Еще несколько лет я путешествовал по Союзу с востока на запад и с севера на юг в поисках города своей мечты. Был на БАМе, Тюмень-Сургутской нефтяной трассе, в городе-курорте Белокурихе, но так и не выполнил поручение своего попутчика из плацкартного вагона. А потом стал строителем и строил дома в Новосибирске и Академгородке. Кинотеатр «Маяк» на Шлюзе, первые девятиэтажки в Нижней Ельцовке, дома на Полевой, Демакова и Иванова…
Давно нет тенистых переулков и поросших черемухой двориков деревянного одноэтажного «Щ», которые мы знали в детстве. За двадцать лет здесь вырос красивый жилой район. Я любил смотреть с высоты строящегося дома на подрастающий Академгородок. Мне он виделся каким-то особым миром, удивительной страной, сочетающей в себе и щедрость природы, и скромную красоту архитектуры. По уютным улицам гуляют талантливые люди, густой лес закрывает Городок от ветров, убегает к горизонту зеркало моря. Уже три десятка лет я работаю в этом городе, где у меня множество друзей. И постепенно я понял: не надо искать, вот он – мой город, мой сбывшийся сон.
Е. Марков
Комментарии