Много шума из стрит-арта
Много шума из стрит-арта
В Академгородке проходит фестиваль стрит-арта «Графит науки». Тему росписи художникам предложили непростую – разработки учёных, сделанные в последние годы и оказавшие заметное влияние на мировую науку. Проводится фестиваль совместно с фондом «Академгородок» и депутатом Натальей Пинус на грант мэрии города Новосибирска при поддержке кофейни «Кузина» и ирландского паба «Клевер».
В общей сложности около 40 художников, причём не только из России, участвовали в конкурсе на лучшие работы. Выбрано девять муралов (граффити). На стене общежития НГУ по ул. Пирогова, 8 и подпорной стене у дома по проспекту Академика Коптюга, 11 сделаны росписи «Доместикация (одомашнивание) лис» (художники Наталья Пастухова, Ника Полукарова, Ольга Парыгина). Здание гаража по ул. Терешковой, 19 украсило граффити «Палеогенетика и денисовский человек» Янины Болдыревой. На подпорной стене напротив домов по ул. Ильича, 23 появилась «Микрожизнь» (художники Янина Болдырева и Зося Леутина), по Цветному проезду, 23 – роспись «Редактирование генома» Эльвиры Бейсембаевой (открытие 15 сентября). Заканчивают роспись «Биоинжиниринг» (художники Александра Каленская и Николай Дядечко) на общежитии по ул. Пирогова, 18. На Пирогова, 4 Лиза Ледовская ведёт роспись «Денисовский человек». Скоро начнут расписывать стену хозпомещения ИЯФа, выходящую на ул. Академика Будкера. Там появятся «Ускорители на встречных пучках» Зоси Леутиной. Ещё одна работа с таким же названием уже украсила Цветной проезд, 6 (Светлана Соловьёва). В работе профессиолнальным художникам помогают волонтёры.
Однако проект, который заставил заговорить об Академгородке художников-монументалистов со всего мира, не нашёл понимания у части жителей самого Городка. В редакцию «Навигатора» звонили читатели и интересовались, как определяли темы, кто выбирал работы и утвердил их, почему такие цвета. Организаторы фестиваля Зося Леутина и Янина Болдырева рассказали об этом нашему корреспонденту.
– Откуда появилась идея расписать стены Академгородка «научным» граффити?
З. Леутина: Мы с Яниной давно хотели организовать фестиваль стрит-арта в Новосибирске. Такие мероприятия проходят по всей России. А у нас, в крупном городе, претендующем на звание культурной столицы Сибири, не было ни разу. Мы понимали, что фестивалю нужна идея: он должен быть про что-то. Наталья Пинус, исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», обмолвилась: хорошо бы на стенах сделать красивые росписи на научную тему. Мне идея очень понравилась. И когда мы увидели объявление о грантах мэрии, у нас сразу «щёлкнуло»: работа с социумом, обустройство пространств, городская среда – это как раз и есть наши темы.
Я. Болдырева: Можно сидеть и страдать, что все интересные фестивали проходят где-то там, можно уехать в Питер или Москву, а можно организовать такой фестиваль самим.
– Идея расписать стены Академгородка «научным» граффити одним нравится, у других вызывает возмущение. Почему?
З. Леутина: Реакция вполне обычная и предсказуемая. Всегда есть довольные и недовольные новым. Почему в Академгородке она такая бурная? Во-первых, у нас научное сообщество, которое привыкло всё обсуждать. Во-вторых, есть много людей, которым обычно всё равно, но сейчас они примкнули к противникам или сторонникам нововведения. В небольших городках, где все друг друга знают, сохранять нейтралитет особенно сложно. В результате мы получаем эмоциональные отклики. В-третьих, думаю, люди не привыкли к монументальным работам, их это пугает. Небольшую роспись «Продал гараж» на улице Терешковой несколько лет назад жители приняли хорошо. Но дело не только в цветовой гамме. Роспись небольшого размера воспринимается скорее как картина в интерьере. Большие граффити производят другое впечатление. Например, когда мы расписывали гараж на Терешковой, 19 люди подходили и спрашивали, что это тут построили. Многие не замечали этот объект. А те, кто живут рядом, благодарили: старое здание обрело новую жизнь.
– Как выбирали темы? Кто-то считает, что надо было взять восемь институтов и их ведущие темы, чтоб никому не было обидно. Кто-то уверяет, что вы подкуплены Институтом цитологии и генетики...
З. Леутина: Мы хотели подчеркнуть значимость Академгородка в мировом научном пространстве, прославить его и, в какой-то степени, поднять дух ННЦ. Поэтому выбирали темы, которые исследовали в Городке недавно или исследуют сейчас и которые оказали большое влияние на мировую науку. Для начала опросили знакомых учёных, составили список. Посетили выставку к 60-летию СО РАН. Оказалось, темы почти полностью совпали. Список отослали известному популяризатору науки Александру Дубынину, директору фестиваля «Эврика!Фест», он тоже подтвердил выбор тем.
– На «Графит науки» пришло около 40 заявок. Кто и по какому принципу выбирал победителей?
З. Леутина: Выбирало жюри. В него вошли художник-муралист Павел Шугуров (Владивосток), который занимается монументальной живописью по всей России; искусствовед, один из ведущих специалистов по стрит-арту Екатерина Кирсанова (Томск), из Новосибирска – художник, дизайнер, соорганизатор фестиваля Ольга Таирова, архитектор Александра Архипова, профессор НГУ д.б.н. Павел Бородин. Нам было важно отобрать работы качественные, актуальные не только на нашем местечковом уровне, но и в мировом масштабе.
– Много споров связано с цветовой гаммой работ. Говорят и о депрессивности, и о том, что цвета будут давить, и о том, что они не нравятся кому-то конкретно.
З. Леутина: Если посмотреть внимательно, то видно, что все выбранные жюри росписи сделаны в разном колорите. Депрессивность определяется не цветовым рядом. Постулаты прикладной психологии и восприятия цвета плохо работают в приложении к живописи. Эти теории были созданы не для оценки произведений искусства, а для тестов. Даже к такому, казалось бы, однозначно депрессивному цвету, как чёрный, отношение неоднозначное. Чёрное платье, например, женщина может надеть просто потому, что оно её стройнит, хорошо на ней сидит или ещё по каким-то причинам, с депрессией не связанным. В живописи чёрный фон традиционно используется, чтобы подчеркнуть яркость других цветов.
Я. Болдырева: Уверена, что если бы мы собрали всех активных участников дискуссии в одном месте и попросили выбрать одну тему или цветовое решение, которое понравится всем, сошлись бы только на серых стенах. Город, лишённый визуальных смыслов, – это город с отсутствием коммуникаций, место, где не могут договориться (лучше серый, чем споры и вероятность обидеть соседа). Стрит-арт повышает толерантность.
Искусство не может что-то навязать вам, оно не кричит. Если оно вам не нравится, то быстро переходит в разряд визуального шума. И вы перестанете его замечать, как стены с потёками, рекламу на улицах. К тому же, даже если вы с росписью не согласны, у вас есть от чего отталкиваться. Есть возможность лучше понять, что нравится вам. А часто противники росписи признаются, что со временем полюбили её. Не стоит себя лишать этого диалога, развития.
Надо заметить, что стрит-арт обостряет социальные моменты. Люди начинают задумываться о других стенах, о пространстве, об отношении жителей к своему городу и многом другом, казалось бы не имеющем отношения к конкретному муралу.
– Некоторых пугает не слишком успешная жизнь вашей росписи в Нижней Ельцовке, где появилась надпись «рестОврация ванн». Кто будет восстанавливать муралы?
З. Леутина: Мне близка политика западных художников. Во-первых, монументальная роспись – это один из самых выгодных и незатратных для бюджета способов изменения городской среды. Дело в том, что она всегда пишется на чьих-то стенах. Мы не создаём новой архитектуры, новых объектов, за которые кто-то должен взять ответственность. Эти стены уже чьи-то. И художник, нарисовавший мурал, не становится «рабом лампы», обязуясь до конца дней восстанавливать своё творение. Даже самые лучшие картины не живут долго: их либо зарисовывают на следующем фестивале, либо закрашивают во время ремонта.
Я. Болдырева: Часто росписи обладают некоторым противовандальным эффектом. Когда-то на стене, на которой появилась роспись «Продал гараж», были и надписи, и наклеенные объявления. Но за истекший год граффити никто не испортил. В Нижней Ельцовке отношение, видимо, другое. Осенью мы постараемся восстановить нашу роспись. Но нет никакой гарантии. Один раз этот мурал восстанавливали, надпись появилась вновь почти на том же месте. В каком-то смысле надписи на стенах, в том числе на мурале, – проявление среды...
* * *
Напоследок организаторы заверили, что если им дадут такую возможность, фестиваль «Графит науки» пройдёт в Академгородке вновь. И, как показывает опыт, у нас, жителей Городка, при этом будет шанс увидеть ещё более качественные и интересные работы.
Юлия ЧЁРНАЯ
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Комментарии
Но не все так трагично: климат у нас тяжелый, перепады влажности и температуры сделают свое благородное дело, и денисовский человек уйдет в небытие, где ему самое место.