«Мне часто снится город мой…»
«Мне часто снится город мой…»
«Мнечасто снится
город мой…»
Под таким названиемв Информационно-образовательном центре для пожилых в рамках проекта «Будущеенуждается в воспоминании: свидетели времени и молодежь – в диалоге» прошлавстреча блокадников.
65 лет назад 8 сентября вокруг Ленинграда полностьюзамкнулось кольцо блокады. Этот день блокадники отмечают как День памяти. Намхочется побыть вместе, ведь все мы родились в Ленинграде, где нас обожглавойна. На наших глазах погибли от голода, холода, от снарядов родные, друзья,знакомые и незнакомые люди. Зажженной поминальной свечой и минутой молчания мыпочтили их память. Из книги блокадницы Нинель Вайвод прозвучали стихотворения облокаде и Ленинграде.
Каким же запомнился этот день присутствующим?
Клавдии Алексеевне Коротаевой было 14 лет. Вместе ссестрой (близняшкой) и двумя маленькими братиками она была на даче, откудасразу же их забрала мама. В первые же дни блокады немцы разбомбилипродовольственные склады. Этот пожар был далеко виден и запомнился всем. Запахжженого сахара долго ощущался в воздухе. Детей настойчиво предлагалиэвакуировать в Тихвин, но мама не захотела, чтобы их разъединили из-за разноговозраста. Ее отказ от эвакуации в Тихвин, возможно, спас им жизнь. В результатесемья пережила все ужасы блокады. «Как мы выжили, до сих пор объяснить не могу»,– говорит Клавдия Алексеевна.
Станиславе Петровне Близнюк было 26 лет. Она былазамужем, работала на главпочтамте. Несмотря на блокаду, почта работала – всеждали вестей с фронта и из окруженного Ленинграда. Работники почты поотделениям работали на создании защитных сооружений и дежурили на крышах;гасили «зажигалки». Много родственников Станиславы Петровны погибли во времяблокады. В свои 92 года она хорошо помнит все даты их гибели.
У каждого блокадника своя судьба. Много тысяч их ушлоиз жизни, а кому-то из них второй родиной стала Сибирь, но родной Ленинградостался в сердце навеки у каждого. Все блокадники стремятся бывать там какможно чаще. Кто-то, отказывая себе во всем, накапливает из пенсии деньги надорогу. У кого-то есть возможность ездить ежегодно. А как же иначе? Душа зоветпоклониться могилам родных и близких людей или братским могилам, если местозахоронения неизвестно.
Эту встречу готовили молодые участники проекта –студенты гумфака НГУ. Денис Муренко нашел карту-схему Ленинграда 1941 годаи перерисовал ее. Артем Кузин предложил участникам встречи обозначить на этойкарте свой дом. Ориентирами были Нева и обозначенные квадратиками железныедороги и вокзалы. Карта вызвала живой интерес – участники встречи находилиместонахождение своего дома, рассказывали, как жили, где играли; вспоминалисвое детство до войны и во время блокады. К. Коротаева и Е. Тийс, каквыяснилось, жили в 30 м друг от друга. Вспомнили свой двор, утопающий в белойсирени. Сейчас эти дома обветшали, и это навевает грусть…
Потом пели задушевные песни о Ленинграде, о встречестарых друзей. С удовольствием вспомнили песни Г. Заволокина.
За чашкой чая неспешно текла беседа друг с другом, смолодежью.
Студент ФЕНа НГУ Евгений Тийс общается со многимиблокадниками, ставшими для него родными. Он сделал видеофильм, который будетпоказан на ближайшей встрече. Мнение молодых участников выразили Денис и Артем:«Встреча удалась. Мы рады, что идея путешествия по довоенной карте Ленинградавызвала такой интерес».
Встреча с земляками и товарищами всегда радует. Иместь что сказать друг другу и о чем поведать молодежи.
Отмечая эту печальную дату, 65-летие начала полнойблокады Ленинграда, мы выражаем глубокую скорбь по погибшим и благодарностьленинградцам за их мужество и стойкость.
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами
Живые с мертвыми – для славы мертвых нет.
(А. Ахматова)
Они погибли, чтобы мы жили сегодня.
Е. Тийс,
блокадница.
Комментарии