Миграционный учет иностранных граждан
Миграционный учет иностранных граждан
Потоки нелегальной миграции – один из факторов угрозы национальной экономической безопасности. Надзор за соблюдением требований законодательства в сфере межнациональных отношений осуществляет прокуратура района.
Незаконные мигранты в большинстве случаев заняты, прежде всего, в теневой экономике. Они уклоняются от уплаты налогов, оказывают давление на рынок труда вследствие бесправного положения и заниженных заработков, часто прибегают к незаконным способам легализовать свое пребывание на территории нашей страны.
Так, весной 2008 г. правоохранительные органы в Новосибирске раскрыли преступную группу, которая занималась подделкой миграционных карт и паспортов граждан, прибывающих на территорию России из республик Средней Азии, а также незаконным продлением срока их пребывания на территории нашей страны.
С 2008 по 2009 год УВД по Советскому району совместно со службами УФСБ, УФМС, прокуратурой возбуждено более 80 уголовных дел по ч.3 ст.327 УК РФ в отношении выходцев из Средней Азии. Более 50 из них направлено в суд, больше половины из которых рассмотрены с вынесением обвинительных приговоров.
Нарушают законодательство и российские граждане, выступающие в роли принимающей стороны. Они систематически предоставляют ложные сведения в УФМС о месте пребывания иностранцев, фиктивно регистрируют мигрантов по своему адресу.
Отношения, которые возникают при учете перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с их въездом в РФ, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ, регулируются Федеральным Законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).
Миграционный учет включает в себя фиксацию и обобщение предусмотренных Законом сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях на территории России.
Как правило, миграционный учет имеет уведомительный характер. Иностранные граждане обязаны предоставлять достоверные сведения. Постоянно или временно проживающие в РФ подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (ст.20).
Согласно Закону необходимо уведомлять орган миграционного учета об убытии иностранных граждан с территории России. В соответствии со ст.23 снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания в случае его убытия или выезда из РФ ведет отдел УФМС после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания. В этой же части бланка указывается дата его убытия.
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина должна быть направлена принимающей стороной в орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня его убытия из места пребывания.
Прокурорская проверка, проведенная в сентябре, показала, что это требование Закона зачастую игнорируется, о чем свидетельствуют многочисленные факты непредоставления в УФМС уведомлений об убытии иностранцев с территории РФ, за что 175 граждан России привлечены по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ к административному штрафу. За неисполнение требования миграционного учета он составляет: для граждан – от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
С. Рубцова, ст. помощник прокурора района
Комментарии