Мы из почтового ящика
Мы из почтового ящика
Мы из почтового ящика В клубе «НИИКуДА» выступило малоизвестное виртуозное джазовое трио из Северска (Томск-7, или «почтовый ящик №5»). Эти ребята за время обучения в летней школе музыкального колледжа Беркли поразили весь преподавательский состав и получили приглашение на полный курс обучения со стипендией. Концерт группы Project Combo в Академгородке стал беспрецедентным случаем, когда три человека из глубинки заткнули за пояс всю музыкальную элиту столицы Сибири.>>>
В клубе «НИИКуДА» выступило малоизвестное виртуозное джазовое трио из Северска (Томск-7, или «почтовый ящик №5»). Эти ребята за время обучения в летней школе музыкального колледжа Беркли поразили весь преподавательский состав и получили приглашение на полный курс обучения со стипендией. Концерт группы Project Combo в Академгородке стал беспрецедентным случаем, когда три человека из глубинки заткнули за пояс всю музыкальную элиту столицы Сибири.
Бешеный бег пальцев по струнам, свободный полет импровизации, сложные переплетения ритмов и мелодий, проследить которые порой практически невозможно, жесткие роковые гитарные рифы с использованием различных звуковых приставок – все это не входит в рамки одного стиля. Гитарист Евгений Побожий и соло-басист Герман Мамаев называют свою музыку длинным словом «джаз-рок-фьюжн-фанк-соул и т.д.». От концерта к концерту список музыкальных стилей этой группы может расширяться и варьироваться, но основная особенность джазового трио – сложные импровизационно-летящие соло на бас-гитаре.
Сами по себе бас-гитарные соло – уже давно не редкость в истории джаза, но музыкантов с таким техническим уровнем, как у Project Combo, в этом стиле единицы. Впрочем, пока ребятам совсем мало лет, виртуозная техника игры немного мешает им обратить чуть больше внимания на мелодику – их так увлекает импровизация и эксперименты со звуком, что местами количество этого звука превышает музыкальное содержание композиции. В обоих альбомах группы ребята исполняют свои вещи более аккуратно, а на концертах местами улетают на своих гитарах куда-то очень далеко за пределы атмосферы. К жизни их всегда возвращает осторожная и ненавязчивая ритм-секция – организатор и вдохновитель группы Андрей Бирюков.
Техникой сольной игры на басу великолепно владел знаменитый американец Жако Пасториус, который в 1976 году стал первооткрывателем этого направления. За свой удивительный талант 18-летний Герман Мамаев, солирующий на безладовом басу, получил среди студентов в Беркли кличку Жако, которая прочно закрепилась за ним ко времени возвращения на родину. Сорвав американский джазовый банк, ребята приехали в Северск в августе 2007 года и записали свой второй диск – первый они сделали в США. Вы спросите, почему они не остались доучиваться в Беркли? Я тоже спросила. К сожалению, иностранные студенты, будь они хоть шестирукими Шивами, сплетающими из струн божественные мантры, не могут претендовать на полную стипендию – в качестве поощрительного приза им была предложена лишь часть. Ребятам пришлось вернуться, но впереди у них не менее амбициозные планы – играть на том же уровне, что и музыканты, которых они слушают. Институт джаза им. Телониуса Монка, которым руководит Херби Хэнкок, проводит ежегодный отбор талантливых студентов со всего мира. Семеро из потока имеют шансы на бесплатное обучение в этом знаменитом вузе, и похоже на то, что трое из них сегодня живут в Северске – городе атомной промышленности и бодибилдинга.
Группа Project Combo появилась после встречи барабанщика Андрея Бирюкова с двумя великолепными гитаристами 17 и 18 лет. Сначала идейный лидер организовал им репетиционную площадку в местном ДК, а спустя некоторое время нашел спонсора и увез всю команду на трехмесячное обучение в летней школе известного музыкального колледжа в Беркли. По его собственному признанию, он ждал появления таких парней почти тридцать лет – самому лидеру группы уже 47.
– Когда мы играем вместе наши спонтанные импровизации – это настоящий экстаз! Иногда даже мурашки по коже бегут, до такой степени заводишься, – признается барабанщик.
До этого молодые ребята выступали по томским клубам с джазовыми концертами и в разных составах, а сыграть в Академгородке их пригласили новосибирские музыканты, которые неоднократно выступали с ними в одном составе на своих томских гастролях, справедливо рассудив, что пора, наконец, показать это чудо где-то кроме Томска и Северска. До сегодняшнего дня группа Project Combo сыграла гораздо больше концертов на американских площадках, чем на российских. Проблема в том, что продюсера у этой святой троицы до сих пор нет и вряд ли предвидится, а самостоятельно заниматься своей раскруткой означает отнимать время у репетиций. Да и надежды на всеобщее признание в России у музыкантов нет – их направление слишком специфическое и сложное для успешного коммерческого проекта. Вероятнее всего, их постигнет та же участь, что и многих уникальных музыкантов, которые собирают на свои фестивальные выступления фанатов со всего мира, а в рамках одной страны, где они много лет живут и играют, остаются в тени.
Но, кажется, признание американских педагогов для ребят гораздо важнее, чем успех у массовой публики, да и удовольствие от процесса игры сегодня для юных виртуозов не сравнится ни с какими лаврами.
– В этом зале, как и в любых других клубах, мало кто готов слушать такую музыку, – говорит Евгений Побожий. – Я уверен, что для большинства присутствующих то, что мы играем, тяжело, сложно и непонятно.
Здесь гитарист Project Combo сильно промахнулся, поскольку до этого ни разу не бывал в новосибирском Академгородке. Музыкант явно недооценил, что находится не в клубе, а в Институте культурного досуга, где в плей-лист среднестатистического научного сотрудника входит Джимми Хендрикс, а в выходные он не брезгует Петерсоном и Колтрейном под кружку светлого. Кроме того, процентов на двадцать клуб в тот вечер состоял из новосибирских музыкантов, которые пришли посмотреть на северских вундеркиндов, а некоторые даже прихватили с собой инструменты в надежде по окончании выступления поиграть с юными гениями совместный джем-сейшн.
Ожидания оправдались, и музыканты ушли со сцены только далеко за полночь. Глаза новосибирцев светились у кого гордостью, а у кого искренним неприкрытым восторгом, пот ручьями стекал по их счастливым лицам. На выходе из зала диски покупали даже те, кто не считает себя фанатом джаза, – специально чтобы взять у Жако Мамаева автограф, пока еще он из худенького северского гения с разноцветными волосами не превратился в новую американскую звезду из Института Телониуса Монка.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии