Мгновенья победной весны
Мгновенья победной весны
Они делали Победу на переднем крае, с оружием в руках. У гвардии рядового словно прикипел к рукам автомат, у гвардии старшего сержанта – сначала пулемет, а потом и миномет. Их трудом, потом и кровью долгожданное событие свершилось! Сегодня, спустя 67 лет, бывшие солдаты Великой Отечественной, а ныне полковники в отставке Николай Иванович КИСТАНОВ и Петр Семёнович ОРЛОВ вспоминают войну и мгновенья той незабываемой победной весны.
Освобождение Берлина
– Для меня и моих однополчан Победа не была неожиданностью: мы ее вырывали из рук врага в самом его логове, в Берлине, – рассказывает Николай Иванович. – Помню, с какими кровопролитными боями наступал наш 11-й танковый корпус: шли по проспекту, упиравшемуся в парк Тиргартен, что неподалеку от имперской канцелярии и рейхстага. Прокоптились насквозь дымом и порохом, не замечали, день это или ночь.
Очень мешали немецкие гранатометчики: засядет иной в канализационном колодце или в подвале дома (на балконе, на крыше) и «кидает» снаряды по вырвавшимся на улицу танкам. Получить от немцев «фаустпатрон» в борт боялись все танкисты: машина как свечка запылает.
В задачу нашей штурмовой группы автоматчиков как раз и входило любой ценой сберечь танки от фаустников. Мы, автоматчики, шли по бокам Т-34 и, дождавшись выстрела его пушки, под прикрытием пыли и гари бросали гранаты в двери очередного подъезда. А потом, стреляя на ходу, забегали в дом, тем самым освобождая место у танка для следующей штурмовой группы. И так перекатами шли от дома к дому.
Однажды наш небольшой патруль спас жизнь десяткам немецких граждан, которых руководство рейха обрекло на явную смерть. В наказанье за то, что берлинцы плохо защищают свой город, Гитлер отдал приказ открыть люки от реки Шпрее и затопить метрополитен, где пряталось мирное население. Мы просто оказались вовремя в нужном месте: с помощью автоматов расширили выходы из метро и помогли беспомощным старикам и детям выбраться. Сами были в воде уже выше колен, но не ушли, пока не вывели наверх последнего человека.
Победу встретил в Сибири
– К победному 45-му я уже вволю навоевался на Карельском, Северо-Западном, Донском фронтах, получил Красную Звезду, – вспоминает Петр Семёнович. – В 43-м году, после серьезного ранения в шею и в руку, отлежал полгода в госпитале, и к моменту завершения войны уже второй год был в рядах курсантов Киевского военно-пехотного училища, к тому времени эвакуированного в Ачинск. Там и догнала меня Победа.
Известие о капитуляции Германии, прозвучавшее в шесть часов утра 9 мая, застало на плацу: мы, курсанты, занимались утренней физзарядкой. Я работал на брусьях, и в этот момент как раз делал стойку на плечах. Занятия были отложены на два часа, тем более что на плац прорвались гражданские: плачут, обнимаются, целуются. А потом был шикарный завтрак с мясными котлетами. Тостов за Победу не звучало – строгая дисциплина училища исключала алкогольные напитки.
С начала мая в училище все время шла активная подготовка к торжественному смотру войск Сибирского военного округа, который должен был состояться по месту расположения штаба СибВО, в Новосибирске. Готовили нас основательно: переодели в новую форму (хромовые сапоги, красивые кители), научили парадному строю и повезли в столицу Сибири, правда, не в пассажирских, а в пульмановских вагонах.
По Красному проспекту мы, киевляне, прошли не хуже других военных училищ и запасных полков, базирующихся в Омске, Томске, Красноярске. А потом для отличников боевой и политической подготовки был устроен великолепный праздник: по пять человек от роты удостоились чести побывать 12 мая 1945 года на открытии Новосибирского театра оперы и балета. Попал в число первых слушателей оперы Глинки «Иван Сусанин» и я. Это был настоящий праздник для души!
Петр ИВАНОВ
Комментарии