• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 06:02 суббота, 20 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    20.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Мандариновая» благотворительность уходит в прошлое

    «Мандариновая» благотворительность уходит в прошлое

    «Мандариновая» благотворительность уходит в прошлое Когда общество развивается до уровня появления спонсоров и меценатов, возникает все больше вопросов, почему самые острые его проблемы игнорируются, а деньги бизнеса идут то на городские фейерверки, то на установку памятника, то на раздачу подарков или организацию детского праздника. Ответ кроется в самом понимании социальной ответственности бизнеса. До сегодняшнего дня под ней понимают благотворительность, которая всегда имеет точечный характер: дал и забыл. А ведь такое участие бизнеса в жизни общества не меняет положения дел.>>>


    Когда общество развивается до уровня появления спонсоров и меценатов, возникает все больше вопросов, почему самые острые его проблемы игнорируются, а деньги бизнеса идут то на городские фейерверки, то на установку памятника, то на раздачу подарков или организацию детского праздника. Ответ кроется в самом понимании социальной ответственности бизнеса. До сегодняшнего дня под ней понимают благотворительность, которая всегда имеет точечный характер: дал и забыл. А ведь такое участие бизнеса в жизни общества не меняет положения дел.

     

    Начинать нужно не с денег, а с самой работы компании – с качества выпускаемой продукции, с отношения к своим собственным работникам. И лишь затем переходить к финансовой поддержке каких-то социально значимых проектов. А каких именно – это может быть известно только тем, кто исследует ситуацию и держит руку на пульсе. Поэтому, говоря о работе социальных центров, не стоит делать скороспешных выводов, что «лишние» структуры только препятствуют нормальному взаимодействию бизнеса и нуждающихся. Ведь именно эти люди действительно в курсе, как эффективнее всего можно поучаствовать в общественных процессах.

    – Руководство детских домов каждый Новый год вынуждено избавляться от ящиков мандаринов и шоколада – продуктов, которые чаще всего противопоказаны детям-сиротам по состоянию здоровья. Но компанию, которая приняла твердое решение сделать детям новогодний подарок, бывает непросто убедить, что участие в программе бесплатного обучения и трудоустройства принесет значительно больший эффект, – говорит консультант Сибирского центра поддержки общественных инициатив Лада Юрченко. – Нельзя сказать, что в Новосибирске стало больше компаний, участвующих в социальных проектах. Таких имен были и остались единицы, но сегодня мы хотя бы смогли перейти от благотворительности к реализации комплексных программ, от которых можно ждать ощутимого эффекта. Мандарины мы почти победили.

    В последние годы власть и бизнес постепенно приходят к осознанию, что социальная ответственность не сводится к благотворительности. Более того, бессистемные разовые вложения зачастую противоречат самому понятию «социальная ответственность», которая подразумевает не единичное пожертвование, а программное участие. Большую роль в развитии социальной ответственности бизнеса сыграла деятельность Ассоциации менеджеров России. В течение двух лет ассоциация проводила обучение топ-менеджеров крупных предприятий принципам работы в системе пролонгированного финансирования социальных проектов и способам ее использования в капитализации предприятия. Косвенным способам, разумеется, – благотворительностью можно сделать себе только доброе имя, которое в некоторых случаях может принести хорошие деньги. Например, когда для участия в госзаказе или крупном проекте федерального уровня рассматриваются компании со сходным уровнем квалификации выполнения работ и примерно одинаковыми финансовыми условиями.

     

    НАЧАТЬ С СЕБЯ

    – Серьезные социальные программы кардинально отличаются от благотворительных акций, и многие компании уже понимают, что точечная деятельность дает точечные результаты, – рассказывает член экспертного совета программы поощрения социально ответственного бизнеса директор АНО «Масс медиа центр» Раиса Жмодик. – При грамотном подходе сфера программной социальной ответственности всегда определяется профилем компании. Например, компания «Катрен» в течение нескольких лет, поддерживая медикаментами детские дома, организовала программу «День аиста» по пропаганде идей усыновления и помощи семьям, принявшим детей, а Центр новых медицинских технологий открыл фонд для лечения детей с ДЦП. К понятию социальной ответственности в первую очередь относится непосредственная деятельность компании и политика работы с персоналом: выпуск качественной продукции, соблюдение КЗОТа, гарантированный социальный пакет и прозрачная схема начисления заработной платы, стимулирующие корпоративные программы. На НЗХК для молодых специалистов предприятия действует беспроцентная ипотечная программа кредитования с рассрочкой на 10 лет. Этот проект получил первое место в областной программе поощрения социально ответственного бизнеса в номинации «корпоративная социальная программа» в 2006 году.

    Некоторые соцответственные компании предоставляют сотрудникам льготные условия по ипотеке, компенсируют половину оплаты тепло- и электроэнергии, оплачивают проездные билеты и карточки на метро, расходы на содержание детей в детских садах и дошкольных учреждениях, выделяют пособие при заключении брака, рождении ребенка и на похороны близких. Но таких компаний сегодня немного.

    Социальная ответственность большинства компаний пока доросла только до смены политики по зарплатам. Переходу к системе «белых» зарплат способствует развитие банковских кредитов и карточной системы. Если обычный потребительский кредит можно получить, предоставив справку о доходах, то оформление ипотеки и автокредитов требует официального подтверждения компании оклада сотрудника. Другой фактор развития социально ответственного бизнеса – рост востребованности банковских карт, которые позволяют производить коммунальные платежи, денежные переводы, оплату продуктов и услуг. Обналичивание крупных сумм для выплаты зарплат сегодня обходится компании дороже, чем перевод суммы на картсчет сотрудника, и становится невыгодным и суетным делом для серьезного бизнеса. Выдавать деньги в конвертах в современном бизнесе стало моветоном. Пользуясь карточной системой при отчислении зарплат, компания автоматически делает систему бухучета доступной для налоговых органов. Если два года назад полную отчетность по условиям труда и зарплате в Администрацию НСО предоставили всего десятки новосибирских компаний, то сегодня их уже сотни.

     

    БИЗНЕС ИДЕТ НАВСТРЕЧУ

    Для участия бизнеса в крупных городских и областных проектах используется схема частно-государственного партнерства. Проекты по развитию городов и районов-сателлитов действуют в Красноярском крае и Томской области. Согласно партнерской программе при возведении новых районов обязательные к строительству социальные объекты в течение нескольких лет выкупаются у бизнеса муниципалитетом. Но в каждой области складывается своя более или менее удачная практика. Одна из проблем социальной ответственности бизнеса при участии в таких проектах состоит в отсутствии законодательных норм социальных обременений для масштабного строительства. Яркий тому пример – развитие событий со строительством технопарка. Разработав эффективную экономическую модель и планируя мощный приток населения в район, организаторы сначала не проработали социальную составляющую проекта, а в результате коммерческий интерес инвестора не совпал с потребностями общества по назначению некоторых объектов строительства. На месте гостиницы и развлекательно-торгового центра общество предпочло видеть центр детского досуга, который сегодня уже входит в этот проект. В настоящее время организаторы практически полностью удовлетворили претензии населения – в проекте предусмотрено строительство школ, поликлиник и детсадов.

    Финансовое участие бизнеса в социальной сфере Новосибирска реализуется практически в административном порядке. «Мы рассылаем в компании письма с предложением участия в ряде социальных проектов, – говорит председатель комитета общественно-политических связей администрации области Владимир Панарин, – и, как правило, компании идут нам навстречу». Представители бизнеса между собой называют такое сотрудничество «предложением, от которого нельзя отказаться». Сегодня ты отказываешься профинансировать городской праздник, а завтра к тебе почему-то заявляется налоговая проверка, которая если и не находит никаких нарушений, то останавливает работу компании как минимум на два дня.

    В награду за свои вложения компании получают благодарственные письма. Суммы «на доброе дело» по ряду причин они предпочитают не озвучивать. Одна из них – возможные претензии от налоговых органов, другая – перспектива роста потока просителей. Ни для кого не секрет, чем закончилась активное участие в социальной сфере для компании «ЮКОС», а Налоговый кодекс с тех пор практически не изменился. Оптимальная схема для социально ответственных предпринимателей – сотрудничество с властью на взаимовыгодной основе. Генеральный директор группы компаний «Неоком» Андрей Потапов пояснил газете «Коммерсант» следующее:

    – Помощь бизнеса властям должна носить характер партнерских отношений, а не одностороннего участия. Проблемы района всегда можно решить с учетом интересов обеих сторон. Так, при реконструкции дороги в пос. Ключи мы удачно совместили интересы муниципалитета и бизнеса, повысив привлекательность горнолыжного комплекса.

    Здесь стоит оговориться, что дорога в Ключи была построена на средства Администрации НСО благодаря мощной инициативе сопредседателей общества «Дорога» Льва Шепелянского и Валерия Болдырева, а «удачное совмещение интересов муниципалитета и бизнеса» закончилось на первых километрах от базы Алика Тульского.

     

    ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

    Механизмы реализации «административно-социальной» ответственности различны. Поскольку готовых площадей под застройку с подведенными коммуникациями в городе практически нет, эти затраты ложатся на плечи строительных организаций. Строительство жилищных и торговых объектов в Новосибирске облагается списком обязательных обременений – от ремонта близлежащих шоссе и возведения объектов социальной инфраструктуры – до финансирования строительства крупных объектов. Так, в прошлом году районная администрация предложила застройщикам в качестве обременения построить пешеходный мост от клиники Мешалкина через Бердское шоссе или организовать освещение по ул. Героев Труда. Застройщики подумали, посчитали затраты и вежливо отказались, и власти решили не настаивать – в этом году муниципалитет при помощи мэрии осилил оба мероприятия на собственные средства.

    В некоторых городах Сибирского региона бизнес проявляет заметно большую социальную активность, чем в Новосибирске. Это происходит благодаря политике не кнута, но пряника – бизнес и власти вполне способны найти золотую середину и придумать, чем подобные мероприятия могут быть полезны самим компаниям. Например, возведение и обслуживание красноярских фонтанов полностью финансируется из средств бизнеса – содержание одного фонтана обходится примерно в 1,5 млн руб. в год, а информация об участии этих предприятий в программе благоустройства города регулярно анонсируется в СМИ и является частью их «бесплатной» рекламной кампании. Победители томского конкурса социальных проектов освобождались от налоговых проверок сроком на два года. Разумеется, следующая проверка не пропустит документации за все предыдущие годы, и в случае нарушений никаких скидок компания не получит, но сам факт отсрочки бумажной волокиты – уже большой подарок для бизнеса.

    – Подобные льготы недопустимы и противоречат Налоговому кодексу, – поясняет председатель исполкома общественного совета «Социальное партнерство» Наталья Полищук газете «Коммерсант». – Безусловно, законодательство РФ несправедливо к бизнесу, и НК нуждается в поправках, освобождающих от налогов акты благотворительности. Но поощрять компании нужно на законных основаниях. В нашем городе широкая огласка имен компаний-участников социальных проектов сталкивается с несостоятельностью СМИ и общества в целом. Многие издания до сих пор принципиально отказываются бесплатно печатать пресс-релизы с именами спонсоров и благотворителей, хотя Закон о рекламе обязывает каждое СМИ принимать 5% социальной рекламы на бесплатной основе. В свою очередь, и само общество опрометчиво считает, что социальные программы каким-то образом выгодны бизнесу, словно «прогремевшее» в трех заметках имя известной компании сторицей окупит вложенные миллионы.

     

    Мария ШКОЛЬНИК


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Общественность ОбьГЭС против манипуляций
    2631 2
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    «Жители ОбьГЭС достойны лучшего»
    467 6
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Александр Аксёненко провёл приём жителей
    201 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    27 апреля – субботник
    215 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Напишите Тотальный диктант
    214 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Молодёжный турнир по хоккею
    199 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24

    Популярное