Литераторы, ведущие лит-ру
Литераторы, ведущие лит-ру
Недавно в НГУ побывала замечательная пара: выпускница ММФ-92 прозаик и колумнист Ирина ЛУКЬЯНОВА и ее супруг – поэт и прозаик, журналист и драматург Дмитрий БЫКОВ. Оба преподают литературу в школе. С этой темы и начался разговор.
– Нынешние дети много читают?
Дмитрий Быков: – Прежде всего, литература нужна трудным детям. Они читают очень много – а что им еще делать? Находиться рядом с людьми, общаться с ними таким детям просто невыносимо! Но – с трудными подростками бывает чрезвычайно интересно поговорить – к примеру, о Достоевском.
А вот социально адаптированные дети читают мало, поскольку у них и так все в жизни хорошо. Но эти ощущения – временны. И задача школьного учителя по литературе – объяснить, что в книжке – аптечка, с помощью которой ребенок может врачевать свои язвы. Для этого нужно раскрыть детям внутренний потенциал текста Толстого, Чехова, Тургенева…
Преподаю шесть часов в неделю в 10-11-х классах. И скажу как учитель: молодежь может быть политически не активна – но очень важно, чтобы в этом возрасте читали книги!
Ирина Лукьянова: – Достоевский – автор номер один у подростков! А еще их чрезвычайно заботит вопрос: почему пушкинские герои не борются за свое счастье. Видимо, для ребят уже в школе становится актуальной тема признания своего поражения, когда все получается не так, как хочешь.
– Многим взрослым хотелось бы отменить систему ЕГЭ...
Д.Б.: – Очевидно, что эта форма проверки знаний скоро отомрет. До чего дошло: нынешние дети не могут прочесть ни одного стихотворения наизусть! А из всего романа «Преступление и наказание» от них требуют знать обстановку в квартире старухи-процентщицы…
И.Л.: – ЕГЭ по литературе – скучный инструментальный экзамен. Специально готовиться к нему не имеет смысла. Человек читающий его сдаст легко, а те, кто литературу не знают, его просто не выберут. Что касается ЕГЭшных форм сочинений и изложений с аргументами – то это, конечно же, совершенно безумное изобретение, ничего не дающее ни уму, ни сердцу.
– Как вы считаете, в школе должны быть уроки сексуального воспитания?
И.Л.: – Думаю, в освещении этой темы не стоит преуменьшать роль родителей. Но есть один нюанс. Специальную литературу подсовывать детям необходимо – но только по запросу! То есть ответы не должны возникать раньше вопросов. А то зачастую как происходит? Ребенок едва начал говорить, а мы уже ему объясняем строение крыла и принципы фотосинтеза…
– Должна ли быть детская литература воспитательной?
И.Л.: – На мой взгляд, сегодня дети просто перекормлены назидательными текстами. Наш сын заканчивает 9-й класс. И судя по темам изложений, которые им дают, в системе образования относительно старшеклассников решили: а повоспитываем-ка мы их напоследок! С другой стороны, отдавать все на откуп самому ребенку тоже нельзя. Детям сложно выбирать себе книги для чтения, у них еще нет критериев. Трудности с принятием решения, что читать, а что нет, связаны не с дефицитом литературы для детей, а с методами воспитания в семье.
– Каким должен быть идеальный школьный учитель?
И.Л.: – Нет необходимости для нового поколения школьников готовить специально обученных учителей! Педагог должен быть личностью. При этом абсолютно неуместно только одно: позиция «я начальник – ты дурак». И если учитель любит свое дело, то все остальное глубоко вторично.
– Надо ли в школе изучать современную литературу?
И.Л.: – Мы с детьми на уроках не успеваем прочесть «Войну и мир»! Так что вопрос о знакомстве с современной литературой не стоит. Есть книги, которые обязан прочесть каждый культурный человек. Имена писателей-классиков хорошо известны. Мне кажется, мы можем сейчас объективно воспринимать литературу, написанную до перестройки. Последующий исторический период еще не осмыслен в общественном сознании. Хотя нельзя не признать, четверть века – срок солидный…
Д.Б.: – Современная отечественная литература сродни Серебряному веку. Это сходство типологическое. Сейчас мы переживаем ситуацию реакции, которая порождает в литературе своего Горького в виде Прилепина, Леонида Андреева в виде Сенчина...
– А каким видите будущее литературы?
Д.Б.: – Мы на пороге величайшей жанровой революции. Книга перестает быть книгой. Осенью выйдет мой новый роман «Квартал». В нем главный герой – читатель. И перед ним ставится задача не прочесть, а пережить конкретный сюжет, совершить определенный порядок действий. Другими словами, «Квартал» – это такой набор духовных упражнений. Из них постепенно выстраивается сюжет, который умный читатель поймет, а глупый просто не заметит.
– Что еще нового в творческом плане в вашей писательской семье?
Д.Б.: – В этом году вместе с женой сочинили «Золушку» для столичного Театра мюзикла. Девочка получилась не стандартная – скажем, в финале она швыряет туфлю в лицо принцу и убегает жить к дровосеку, в которого безумно влюблена! Первые две трети либретто готовы, а премьера будет сыграна, видимо, в ноябре – в формате «сказки под Новый год». Музыку пишет Леша Кортнев, наш давний друг.
И.Л.: – Прекрасно помню те времена, когда группа «Несчастный случай» приезжала в НГУ на Интернеделю. Леше Кортневу я устраивала долгие экскурсионные прогулки по Академгородку. Конечно же, мы оба тогда и думать не могли, что придем к профессиональному сотрудничеству…
Д.Б.: – За последнее время у Ирины вышло уже несколько книг и, на мой взгляд, совершенно замечательных. Это «Конь в пальто» – о том, как женщина страдает, живя с плохим мужем. Или «Стеклянный шарик», вещь просто гениальная. В общем, Ирина Лукьянова как была одним из любимых писателей, так и остается. Хоть это и мешает нашим непростым отношениям.
И.Л.: – После книги о Корнее Чуковском я принялась за биографию Валентина Катаева. Он прожил длинную жизнь, почти 90 лет, умер в 1986-м. Застряла на 1923 году и никак не могу сдвинуться. Оказалось, никто ничего не знает про первую жену Катаева – даже его сын, который отправил меня за подробностями… к Евгению Рейну! Взять и просто проскочить этот период мне не мыслится возможным. Актуален и вопрос свободного времени. Помните, детский стишок: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота»? Это про меня – 16 часов в неделю нагрузка в школе, 5 изданий, двое детей… Надеюсь все же взять в себя в руки. Большие надежды возлагаю на это лето.
Д.Б.: – Моя работа над жизнеописанием Маяковского тоже еще не закончена. В июле отрывки из нее будут напечатаны в журнале «Дружба народов», а целиком книга выйдет, наверное, только в следующем году. Многое еще предстоит написать, но я буду очень стараться закончить эту работу поскорее. Долго думал над тем, как сформулировать какие-то вещи, чтобы никого не обидеть – относительно той же советской власти.
Продолжаю работу над эпопеей «Списанные». Намечается тетралогия, уже придуманы названия и фабулы новых романов: «Убийцы», «Камск», «Американец». Вышла новая книга стихов «Блаженство». После двухтомника «Господин поэт» планируется издать и «Господина хорошего»: первый том должен выйти в конце октября, второй – в конце марта.
– Из «13-й баллады» поэта Быкова: «Правду сказать, я люблю разрывы! Решительный взмах метлы! Они подтверждают нам, что мы живы, когда мы уже мертвы». Стихи у вас действительно замечательные...
Д.Б.: – Спасибо на добром слове. Буду стараться и впредь не обманывать ваших ожиданий. Мне очень нравится выступать в вашем городе.
И.Л.: – В Новосибирске мы бываем довольно часто. У меня здесь родные, однокурсники по универу. У Быкова в НГУ появилась масса друзей – после Тотального диктанта. Так что, бог даст, скоро снова увидимся!
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии
Любовь, говорите, закладывается, в их семье? Потому видать и говорят - биться об заклад.