Лики древней Хакасии
Лики древней Хакасии
Залы наполнены звуками горлового пения. По стенам черные прямоугольники фотографий с глиняными лицами людей – гордые и самоуверенные, красивые и завораживающие. Им совершенно безразличны блики вспышек и восторженный шепот зрителей. В Доме ученых – выставка «Лики древней Хакасии».
За 2009 год проект уже побывал в Абакане (где и зародился), Горно-Алтайске, Барнауле и Хельсинки (Финляндия). Теперь до 20 декабря гости выставочного зала ДУ смогут любоваться фотографиями погребальных масок таштыкской археологической культуры I в. до н.э. – V в. н.э. Фотографии нескольких десятков масок, выполненных в технике светового пера, привлекли внимание как художников и искусствоведов, так и археологов. Но они будут интересны не только специалистам.
Маски изображают конкретных людей: таштыкцы изготавливали специальные гипсовые лицевые урны, скульптурный портрет умершего.
– Это просто потрясающе, – делится впечатлениями художник и дизайнер Татьяна Еремеева. – Завораживает не только сам материал, но и его подача. Постановка света, выявление формы фактуры – во всем этом не только новые современные технологии, но и любование фотохудожника снимаемыми объектами, его влюбленность в них. С другой стороны, испытываешь восхищение перед мастерами, создавшими сами маски: какое чувство форм, пластика, поэзия. Даже за разрушенными черепками чувствуешь личность человека, маску которого лепили. За этими работами стоят скульпторы высочайшего класса.
– Выставка, несомненно, интересна и с научной точки зрения, – говорит Олег Митько, заведующий сектором археологии лаборатории гуманитарных исследований НГУ. – Здесь представлено большое многообразие масок, качественно поданных зрителю. Не каждый специалист может похвастаться, что видел нечто подобное. Ведь во время раскопок мы чаще всего находим лишь фрагменты, которые потом отправляем на реставрацию. Хорошо сохранившиеся маски – большая редкость. На основе материала выставки можно даже заниматься типологизацией.
Сергей Скобелев, заведующий лабораторией гуманитарных исследований НГУ, заметил, что экспозиция опровергает, по крайней мере, два распространенных заблуждения:
– Считается, что русские, придя на территорию Сибири, застали здесь разрозненные племена, живущие в первобытно-общинном строе. То, что вы видите здесь – явное тому опровержение. При этом маски – еще не самые яркие памятники того времени. Другое ошибочное представление – будто на территории Сибири жили люди монголоидного типа. Если вы пройдетесь по залам, то увидите как европеоидные, так и монголоидные черты. Таштыкская культура характеризуется уникальным смешением народностей: местное население Южной Сибири с яркими европеоидными чертами смешалось с гуннами, завоевавшими эту территорию в 201 году и имевшими монголоидные черты.
Кандидат искусствоведения Евгений Маточкин не стал углубляться в историю искусств. Он лишь заметил, что подобные выставки полезны и для ума, и для сердца.
– Я родилась в Сибири и всегда интересовалась историей, культурой этой удивительной земли, – говорит искусствовед Галина Лаевская. – На моей памяти это лишь третья выставка в Доме ученых, посвященная коренным народам. Но я надеюсь, что далеко не последняя. Порой считается, что культура народов Сибири примитивна. Но я уверяю вас, что нам есть чему поучиться у наших предков, и есть что изучать. Эта выставка – яркое тому подтверждение. А на основе собственного опыта могу добавить, что представители малых народов порой намного культурней нас, жителей мегаполиса.
Ю. Чёрная
Комментарии