Летняя школа кивинов
Летняя школа кивинов
Летняя школа кивинов
Четвертое лето подряд в Новосибирск съезжаются сотни талантливых школьников из всех регионов, чтобы прослушать курс лекций и семинаров на тему «Как играть в КВН». Обучение проводится для всех команд, прошедших школьную сцену, дождевую воду наших гостеприимных новосибирских небес и меднотрубные вопли зрителей. Ничего удивительного в самом предмете нет. Из студенческих хохотушек эта игра давно успела стать для одних – телешоу-бизнесом, для других – прямой дорогой в бизнес рекламный. А для избранных – так и вовсе именным TV-брендом «а ля Масляков». Но не всякая птица-кивин долетит до середины материка, чтобы бескорыстно передать еще не оперившимся птенцам трудную науку сценической хохмы.
Здесь детей учат писать сценарии, учат театральному мастерству и навыкам хореографии, учат работать одной командой, а не восходящим Киркоровым деревянных подмостков. Учат «не зарезать» сильную шутку и выгодно подать среднюю, сработав интонацией, лицом или какой-нибудь другой выразительной частью тела на выбор. Одним словом, учат серьезно относиться к искусству пошутить. В преподавательском составе летней школы – целых два поколения КВНщиков, звезды 80–90–2000-х: Константин Наумочкин (капитан первой команды НГУ, трижды чемпионов высшей лиги), Виктор Саблин (старинный игрок сборной КВН НГУ, председатель оргкомитета ЛШ), Алексей Екс (сотрудник газеты «Комок», автор команд высшей лиги «Левый берег» и «Сибирские сибиряки»), Константин Хоркин (автор команд «Дети лейтенанта Шмидта», редактор лиги «КВН-Сибирь»), Армен Газарян (участник сборной Санкт-Петербурга), Игорь Бондаренко (участник команды «Югра», Ханты-Мансийск).
Итак, на этой неделе в детском лагере имени пионера-героя Володи Дубинина собралось все лучшее из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Ханты-Мансийска. И это лучшее подарило себя детям.
Первый день обучения начался, конечно же, с КВНа. Короткими, емкими, на удивление яркими стали динамичные выступления пяти команд-чемпионов кубка КВН Новосибирской области. Немногие студенческие команды могут похвастаться таким уровнем игры: лаконичностью сцен, почти профессиональным владением мимикой, жестикуляцией и голосом, отточенными музыкальными постановками. Не будет большим преувеличением сказать, что некоторые сцены заткнули бы за пояс добрую половину того КВНа, который транслируется по первому каналу в качестве сливок юмора. Это касается, разумеется, не каждой без исключения сцены, не каждой команды и тем более не всякого участника. Не переходя на звездные личности из педагогических соображений, скажем, что самыми сильными показались «Детки» (Бердск), «Сибирский тракт» (р.п. Краснозерское), «Чайники» (Криводановка) и «Заветы Кузьмича» (Татарск). Для тех, кому неведомо, что могущество столиц, подчиняясь закону Ломоносова, все так же прирастает глубинкой, такой поворот событий стал приятным сюрпризом. А вот что думают об этом сами отцы-основатели.
– Вы верите в то, что искусство играть в КВН передается?
Константин Наумочкин: Мне часто задают вопрос, можно ли научиться играть в КВН, и я каждый раз отвечаю по-разному. В прошлый раз сказал, что нельзя. Сейчас, пожалуй, скажу, что можно! Да, научиться играть в КВН совершенно реально. Нельзя сесть и, взяв ручку и листочек, выдать через пять минут гениальную шутку. Но есть законы устройства любого сценического действия, небольшая драматургия, ясно, как выстраивать тот или иной конкурс.
Константин Хоркин: Я читал где-то, что в Харькове есть курсы режиссуры КВН, так что эта деятельность стала почти наукой. По сути это мини-жанр, в рамки которого можно вместить много других сценических направлений. Он изменяется очень быстро, реагирует на жизнь, превращаясь то в шоу, то в текстовую шутку. Это мини-театр, в котором действуют все сценические законы.
– Как объяснить, что школьники из регионов значительно сильнее студентов из вузов?
– Знаете, сейчас слишком много народу играет в КВН, чтобы подводить такую статистику. Есть школьники сильнее студентов, а есть вузовские сильнее сборных.
Виктор Саблин: Студенты больше приплюснуты вопросами учебы и более разгильдяйски относятся к КВНу. Они предоставлены сами себе, а детьми кто-то обязательно занимается. Вообще, конечно, поколение next – оно всегда лучше. У детей свежее взгляд на вещи, меньше пошлости в голове, больше энергии. (С этими словами в щели неплотно закрытых дверей конференц-зала появляются любопытные головы вышеупомянутых гениев.) А ну брысь, пошли вон отсюда! Мало ли что мы тут для красного словца о вас наплетем. (Хохот и топот.)
– Что вынесут школьники после курса обучения?
– Поскольку у нас будет много семинаров, сценарной и театральной практики, в конечном итоге родится небольшая программа, которую мы и представим в последний день школы. А в глобальном смысле – время покажет.
– Признайтесь, какой процент сегодняшних шуток написан самими детьми?
– Сто процентов. Вас это удивляет? Я объясню. Дело тут не в том, кто пишет шутки, а в том, какой небольшой процент текста, предлагаемого ребятами, выходит на сцену. Если бы вы были свидетелями подготовки к региональным фестивалям, то увидели бы, насколько жесткая работа проводится с детьми, сколько им приходится понять и принять! От элементарных вещей, таких как запрет на заимствование шуток, до обучения работе в команде. В жюри сидят люди, которые узнают шутку из самого потаенного уголка Интернета или ветхих номеров «Крокодила» и нещадно накажут за воровство. А как разделить текст, рожаемый в совместных творческих муках? Вот приносят ребята десять шуток и ждут, что каждому из них дадут по одной. А оказывается, нужно отдать восемь шуток лидеру, а только две, самые скромные – остальным. И тут начинаются слезы и трагедии – приходится объяснять, что работа идет на победу, а не на справедливость.
– Скоро мы увидим этих детей играющими на ОРТ?
К. Х.: Нужно купить телевизор и ждать. Вообще, это связано, как и все сейчас, не с уровнем игроков, а с пиаром. Не нужно думать, что теле-КВН – это вершина. По сути это игра одного человека, которая выверена до секунды, нужное подчеркнуть, ненужное вырезать. Тот КВН, что мы смотрим на ТВ, уже не игра, там нет импровизации. Это веселое шоу и место для рекламы. Региональные игры, на мой взгляд, гораздо умнее, тоньше, интереснее, чем телешоу Маслякова. А пиар нам сейчас необходим, как воздух. Учитывая, что Новосибирск – это город КВНа, мне удивительно, что местное телевидение ни разу не транслировало ни одну региональную игру, а ограничивалось лишь пятисекундными отрывками сцен в новостях. По ТВ идет фестиваль детского творчества «Жемчужина Сибири». Чем региональный КВН не детское творчество? Ведь настоящие встречаются звезды, причем немало. Сегодня одна из краснозерских девочек как раз сдавала экзамен в театральное училище.
К. Н.: Любой спонсор может взять под крыло раскрутку полюбившейся ему команды, чтобы она смогла принять участие в каком-то из российских фестивалей. Кто мешает взять совершенно великолепных бердских детей и свозить их на фестиваль в Сочи, где они мгновенно засветятся и обретут огромные перспективы? С другой стороны, люди-то не теряются. Самые яркие ребята продолжают играть в институте, собирают вокруг себя людей, попадают в сборные. Ошибается тот, кто считает, что история не зиждется на одних финансах. Талант и немного удачи иногда притягивают клады.
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии