«Лётчик – это характер!»
«Лётчик – это характер!»
- 23 февраля – День защитников Отечества. Накануне всенародного праздника наш корреспондент встретился с капитаном запаса, вертолётчиком Валерием Клебанюком.
Преодолеть пространство и простор
- Небо его манило с детства. Сразу после окончания в Академгородке средней школы №61 военкомат направил Валеру в местный комитет ДОСААФ на курсы вертолётчиков. Отсев курсантов был большим – в основном по состоянию здоровья. Клебанюк учился с удовольствием. Всю зиму ездил в центр Новосибирска, осваивал теорию – аэродинамику, авиа- и радиооборудование, вертолётовождение. Практиковались на «Ми-1» в тёплое время года.
- – Полетал – понравилось, решил связать свою жизнь с небом. Вертолётчик – опасная профессия. Но отговорить летать меня никто не мог. Считаю, человек должен вершить свою судьбу сам. У нас в родне всего два лётчика, и оба – Валерии. Дядя по материнской линии, полковник запаса Валерий Николаевич Кузнецов во время Великой Отечественной войны он служил штурманом эскадрильи, награждён 4 орденами, в том числе орденом Александра Невского. После демобилизации много лет проработал старшим штурманом лётной испытательной станции на новосибирском заводе имени Чкалова, – рассказывает Валерий Евгеньевич.
- После окончания в 1977 году ДОСААФ Клебанюк пошёл в армию, стал сержантом. Отслужив, Валерий поступил в Саратовское высшее военное вертолётно-авиационное училище на факультет командно-тактической авиации. Проучился всего год, все экзамены сдал экстерном. И в 1983 году получил специальность пилота-техника.
- Молодых вертолётчиков распределили в отдельную эскадрилью группы советских войск в Германии – сперва в городок Мальвинкель, что под Магдебургом, затем в Ораниенбург, под Берлин. Три года Валерий летал на своем любимом «Ми-8», выполнял различные задания.
- – Помню, в Германии повезло купить книжку про своего знаменитого тёзку, Валерия Чкалова. Очень мне нравилась его необузданность. Только таким и покоряется небо, лётчик – это прежде всего характер! – улыбается Клебанюк.
- В 1986 году всю эскадрилью (около 200 человек) перевели под Брест, в Кобрин. Едва получив в Белоруссии квартиру, Валерий в составе спецконтингента был отправлен в Узбекистан, на базу подготовки к полетам в горных условиях в городке Чирчик, что неподалёку от Ташкента. До границы с Афганистаном – рукой подать. Месяц занятий и тренировок – и вот уже рейс в Кабул.
Небо – моя обитель
- Афганская столица находится на высоте 1800 м. Жара, разреженный воздух – машины плохо тянули в таких условиях. Но приказ есть приказ…
- 50-й отдельный смешанный авиаполк (ОСАП), поисково-спасательная служба – это работа практически без выходных. Вертолётами перевозили десантников, пищевые грузы, воду, почту. Были на борту и раненые, и убитые.
- – Однажды даже вёз ишака на пост под Гардезом, на нём таскали воду из горного ручья. Вода была главной ценностью для бойцов. На «Ми-8» грузилось 900 литров, но этого всегда не хватало! – вспоминает капитан. – Летать лучше всего было ночью – на войне это самое безопасное время. Дальность обстрела у «стингеров» до 5 км, так что приходилось подниматься за облака. Зимой надо было выключать печки, чтобы по выбросу пламени не засекли. Бывало и кислородное голодание: шли на нарушение инструкции, баллоны с О2 с собой не брали: а вдруг попадёт шальная пуля? Взрыв на борту – верная смерть!
- Этот год в Афгане для 50-го ОСАП прошёл практически без потерь. В эскадрилье, где воевал Клебанюк, было сбито всего 6 вертолетов, погиб один – Владимир Алексютин.
- – Самое сложное на войне – терять людей. А к постоянным обстрелам привыкаешь быстро. Что запомнилось из неожиданного? Новый 1987 год встретил в Гардезе. Вылет был утром 31 декабря. Думал, вернёмся к полуночи. А прилетели в часть только 3 января, попали в заварушку…Или как-то раз только вернулись с ночного вылета, как нас снова подняли в воздух. А в нашем модуля стояла наряженная туя – единственная в эскадрилье. Сами делали игрушки из бумаги, банок из-под газировки… Но такое быстро забывается. А вот трупный запах до сих пор стоит комом в горле. Не считаю себя героем – я служил Родине. Повезло, выжил: видно, так на роду написано.
- К бойцам регулярно приезжали артисты: Александр Розенбаум, Лев Лещенко. Послушать живьём удалось только Кобзона. Зато Валерий познакомился с руководителем знаменитого ансамбля «Голубые береты» Сергеем Яровым, выпускником НВВПОУ, служившим десантником в 103-й дивизии в Кабуле.
- Лучшим другом Клебанюку стал личный пилот генерала Громова Евгений Сергеевич Сидоров, ныне проживающий в Нижней Ельцовке. Гордится Валерий Евгеньевич и многолетней дружбой с ещё одним ветераном Афгана, Александром Дмитриевичем Греблюком, кавалером пяти боевых орденов. Несколько лет назад Греблюк принимал участие в создании сценария известного фильма «Девятая рота», сейчас преподаёт ОБЖ в ОЦ «Горностай».
- В 1987 году Валерий Клебанюк получил звание капитана и был представлен к ордену Красной звезды – за спасение сбитого лётчика. Награда нашла героя только в Белоруссии.
- – В принципе в Афгане пилотам за любой день можно было бы вручать ордена, военные подвиги там быстро стали повседневностью! – смеётся Клебанюк.
То взлёт, то посадка
- В 1988-м капитан Клебанюк полгода прослужил в Сирийской Арабской республике. Вернувшись на Родину, на 3,5 года отправился на Север, на базу дальней авиации в Тикси. Знакомая стихия – поисково-спасательные работы: развозили детей по школам и больницам, доставляли всевозможные грузы. Были на борту и свежая рыба, и оленина.
- – Помню, командир отряда «Русские витязи», что были пролётом у нас перед показательными выступлениями в США, зашёл передать привет от сослуживцев из подмосковной Кубинки. Конечно, не мешкая распили мы тот «привет»! – вспоминает Валерий Евгеньевич.
- В родном Бердске Клебанюк – с декабря 1993-го. Летали едва ли не по всему Сибирскому военному округу, от Алтая до Кузбасса: санрейсы, плановые полёты, перевозка руководящего состава. Уволился из ВС РФ 6 февраля 1998 года по состоянию здоровья: врачи нашли камень в почке.
Мир вашему дому!
- Ныне Валерий Евгеньевич в свои 57 лет – зампред Совета ветеранов Советского района и глава ветеранской организации Института гидродинамики, где работает с 2003 года начальником участка.
- – 15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Но мы ушли непобеждёнными и ничем свою страну не опозорили! К русским там до сих пор очень хорошо относятся. Эту дату мы ежегодно отмечаем в Бердске, у памятника погибшим воинам возле ДК «Родина», у памятника Демакову в микрорайоне «Щ» – спасибо Александру Ильичу Медведеву, председателю «афганцев» Советского района, за организацию этих встреч.
- В День защитника Отечества в ИГ СО РАН проводим спортивные соревнования и поздравляем нашего ветерана ВОВ Михаила Лазаревича Ларкина. Еще один праздник у лётчиков – в августе, это День авиации. На нашем чкаловском заводе организуют потрясающее авиашоу, всем советую съездить – не пожалеете! – говорит Клебанюк.
- Капитан запаса рад и тому, что престиж военной профессии по-прежнему высок.
- – В лихие 90-е жизнь военнослужащих была непростой. После распада СССР многих поставили перед выбором, кому служить, принимать ли присягу отделившимся государствам, где проклинали советскую армию. А сейчас на встречах со школьниками слышу: хотим служить на страже Родины! К 9 мая в «Горностае» готовят традиционный смотр строя и песни. Вижу, как увлеченно ребята маршируют – и сердце радуется! – глаза воина-героя светятся счастьем. Ветеран уверен: мирное небо над головой есть кому защищать.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии
он прошёл такую жестокую школу, спокойный уравновешенный,
всегда с улыбкой, жизнелюб. С праздником Вас Валерий! Большого Вам человеческого счастья!