Квасили рыбу и отливали топоры
Квасили рыбу и отливали топоры
Археологический сезон-2015 в Новосибирской области позади. О предварительных итогах рассказал замдиректора по научной работе Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук, профессор, академик РАН Вячеслав Молодин.
В полевых исследованиях института принимало участие около 40 археологических и этнографических отрядов. Учёные продолжили раскопки неподалёку от райцентра Венгерово, на комплексе Тартас-1, где работы ведутся уже более десяти лет. В этом году раскопы велись на площади более двух тысяч квадратных метров, изучено более 30 захоронений.
Рыбзавод каменного века
В 2015-м археологи столкнулись с удивительным комплексом эпохи неолита. В центре – большая длинная яма со стенками красноватого цвета – там коптили рыбу, но прежде с помощью каменных и костяных орудий, найденных тут же, её разделывали и чистили. Рядом были обнаружены устланные костями и чешуёй другие ямы, но уже круглой формы, в которых рыбу квасили: тушки утрамбовывали в ямы, засыпали землёй и оставляли на длительный срок, вплоть до года. В результате продукт прекрасно сохранялся, хоть и приобретал характерный душок. Кстати, такой способ заготовки известен до сих пор у многих коренных народов Сибири.
Росомахи и лисы в ямах
Найденный комплекс подбросил нашим учёным несколько загадок. Не все обнаруженные ямы предназначались для квашения рыбы и птицы. На дне одной из них был найден скелет росомахи, причём северный таёжный зверь не просто попал в эту яму и погиб – он там жил. Об этом свидетельствуют погрызы костей зубами росомахи и её окаменелые экскременты. Неподалёку нашли скелет собаки, которая тоже была помещена в эту яму. В другой – кости горностаев и двух лисиц. Как считает Вячеслав Молодин, эти захоронения несли ритуальный смысл.
– Анализ костей животных даст много информации и для палеозоологов, и для палеогенетиков, – утверждает учёный. – Это будет большим подспорьем для нашего Института цитологии и генетики в работе по одомашниванию лис.
Ожерелья и вазы
В этом году археологи обнаружили одно из захоронений так называемой андроновской культуры. Его «авторами» были европеоиды, пришедшие сюда в начале II тысячелетия до н.э. с территории Центрального Казахстана. В коллективной усыпальнице найдено семь керамических предметов, среди которых – четырёхугольное блюдо с богатым орнаментом. В другом погребении – бронзовые височные подвески, бывшие в то время в моде на очень широкой территории Евразии. А ещё там лежало ожерелье из речных раковин моллюсков и остатки колчана с костяными наконечниками стрел.
Памятники кротовской культуры (вторая половина III тысячелетия до н.э.) в районе Венгерова изучаются нашими учёными уже много лет. На этот раз «разборка» культурного слоя велась особенно кропотливо: лопаты почти не пригодились, всё делали с помощью кисточки и ножа. Здесь в хозяйственной яме нашли стоящим вверх дном огромный, объёмом почти в ведро, сосуд. Подобные ёмкости на поселениях чрезвычайно редко встречаются в целом виде. У такой утвари своеобразный декор, по которому археологи определяют хронологию и культурную принадлежность артефакта.
Литейное производство
В районе Венгерова был найден и фрагмент каменной литейной формы, в которой, судя по чёрному цвету, многократно отливались различные бронзовые изделия, в том числе топоры с характерным орнаментом. Находка эта важна тем, что в Барабе нет камня. Значит мягкий ракушечник, из которого сделана форма, скорее всего, привезли откуда-то с юга. Использование таких матриц позволяло отливать и тиражировать до 200 предметов, что свидетельствует о развитости производства бронзовых орудий.
О. Стрикун
Фото предоставлено ИАиЭ СО РАН
Комментарии