Кто в Городке хозяин?
Кто в Городке хозяин?
Александр Асеев встретился с представителями институтских профсоюзов и поделился планами развития Сибирского отделения и Академгородка. На повестке дня стояли вопросы о бюджете отделения, о зарплатах в детсадах, лечебных учреждениях и других проблемах хозяйствующего субъекта – ННЦ СО РАН.
В начале своего выступления председатель Президиума напомнил несколько направлений работ, по которым Сибирское отделение может получать федеральное финансирование, – это создание центра мониторинга по СФО и гелиогеофизического центра национального значения в Иркутске, программа «СО РАН – Кузбасс».
– Правительство настроено, чтобы статус Сибирского отделения был возвращен на системную основу, как это было во времена Лаврентьева и Марчука. Институты не должны хаотически бегать по Москве в поисках заказов – это разрушает всю систему, – отметил Асеев.
Он рассказал о планах правительства восстановить систему госзаказов Сибирскому отделению. Оно снова начнет выполнять работы по оборонному комплексу, лазерным технологиям, СВЧ-излучению, наноматериалам и другим направлениям.
– Мельтешение 90-х годов, когда на наши головы посыпались разнообразные проекты, гранты, лоты, с одной стороны, помогло выжить и остаться на плаву многим институтам, но с другой – это сильно ослабило наши позиции с точки зрения способности к системной работе. Сегодня нужно восстанавливать прежние подходы, осваивая те крупные средства, которые у нас есть шанс получить, – считает председатель СО РАН.
В 20-х числах сентября Академгородок посетит вице-премьер Сергей Иванов, и будут определены конкретные проекты. Кроме того, по инициативе Высшей школы экономики на базе НГУ предполагается создание Федерального университета нового типа – управляющей структуры, распределяющей госинвестиции на три потока: собственно НГУ, отдельные лаборатории СО РАН, которые пройдут экспертизу на соответствие международному уровню (Асеев подчеркнул, что таких немало), и даже определенные коммерческие компании, работающие в сфере высоких технологий. Например, у нас в Новосибирске есть выросшее из завода «Экран» предприятие ООО «Катод», которое занимается производством приборов ночного видения и торгует ими по всему миру. В Томске успешно работает завод «Микран», который делает 15% станций релейной сотовой связи в России, побеждает в конкурсах с такими гигантами, как Alcatel и Siemens. Многие подобные предприятия получают инвестиции, сравнимые с бюджетом Сибирского отделения на 5-6 лет.
– Хотел бы еще раз пояснить, почему я начинаю наш разговор с науки. Дело в том, что все хозяйственные проблемы, о которых мы сегодня собрались поговорить, напрямую зависят от решения финансовых вопросов. Без хорошего финансирования они в принципе не могут быть решены, – заявил Александр Асеев.
СО РАН БОРЕТСЯ С «ГРЫЗУНАМИ»
Завершив обсуждение перспектив развития научной работы в Сибирском отделении, Асеев перешел к хозяйственному комплексу. По постановлению правительства №161 от 24 июля вся земля передается в Федеральный фонд содействия жилищному строительству. Закон принят, но фонд еще не создан, и на него возлагаются большие надежды по прекращению самовольной застройки окрестных территорий Академгородка, которая происходит в настоящее время. Впрочем, одним из тяжелых последствий принятия этого закона явилось то, что из 27 участков, намеченных под технопарк, реально выделен под строительство всего один – на ул. Инженерной.
– Можно сказать, что конфигурация проекта изменилась до неузнаваемости, – осторожно сообщил аудитории Александр Асеев, очевидно, имея в виду полный крах строительства технопарка.
По мнению председателя Президиума, в Сибирском отделении за последние годы произошла потеря управляемости своим имущественным комплексом. Были организованы государственные унитарные предприятия – ГУП ЖКХ, ГУП УЭВ, строительное ГУП, возводящее сегодня дома на ул. Пирогова. Председатель СО РАН заявил, что опыт работы таких структур весьма неоднозначный, и детальным обсуждением этого опыта на прошлой неделе ему пришлось заниматься в районной прокуратуре.
– Напряженно обстоит ситуация с ГУП УЭВ, – сообщил Асеев. – Не так давно это была мощная структура, в которой работало около 1000 человек. Сегодня здесь числится не более 100 сотрудников. От ГУП УЭВ осталась только пустая оболочка, как от овоща, изъеденного изнутри грызунами. Весь персонал переведен в штат коммерческой организации ООО «Городские коммунальные системы», деятельность которой абсолютно непрозрачна. Они обслуживают энергетику от Бердска до Первомайки, и финансовые потоки являются секретом для руководства Сибирского отделения. Федеральные деньги и платежи потребителей проваливаются в эту коммерческую структуру, хотя все эксплуатируемое ими имущество государством вверено в оперативное управление Сибирского отделения и находится, надо сказать, далеко не в лучшем состоянии.
Контроль над использованием этого громадного комплекса федерального имущества потерян. В этой связи принято решение создать дирекцию Новосибирского научного центра, которая будет заниматься всеми хозяйственными вопросами, как это происходит в остальных научных центрах СО РАН – в Красноярске, Томске, Омске, Иркутске и других городах. ННЦ отличался от этих систем не в лучшую сторону.
– Я не хочу критиковать прежнюю систему управления – она была такой, какой была, – обозначил свою позицию Александр Асеев. – Руководство Сибирского отделения не могло заниматься одновременно наукой и хозяйством и передало решение хозяйственных проблем на сторону. Передало, естественно, вместе со всеми доходами и имуществом. Наша задача сегодня – вернуть то, что принадлежит нам по праву. Ситуация настолько запущена, что руководство СО РАН не обладает даже базовой информацией о деятельности этих структур.
Главный ученый секретарь СО РАН Николай Ляхов высказался о положении дел более резко:
– К сожалению, Академгородок – это замкнутое сообщество, и нам кажется, что все осталось так же, как было 20-30 лет назад. Я живу здесь с 1964 года и могу сказать, что не нужно питать иллюзий – все кардинально изменилось. Проблемы, с которыми мы столкнулись, системные. Переделывать систему бесполезно. В нее, как известно, надо либо встраиваться, либо ломать ее.
НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
На вопросы о деятельности УД СО РАН председатель ответил, что в отличие от сомнительных ГУП Управление делами работает вполне прозрачно. Правда, практически все деньги, которые оно зарабатывает, уходят на зарплату его же многочисленных внебюджетных сотрудников – 450 из 700 человек. Но иллюзий, что, сократив штат УД, можно существенно улучшить уровень жизни в Академгородке, быть не должно.
Кстати говоря, будут предприниматься попытки найти способ профинансировать из средств УД детские сады Сибирского отделения. Уже не первый год обсуждается ситуация в детсадах, куда устроить ребенка чрезвычайно сложно. На очередь в садик ребенка нужно ставить чуть ли не в начале беременности. Кроме того, родителей беспокоят постоянные сборы денег на разные нужды, включая даже коммунальные платежи, и крайне низкая зарплата воспитателей и нянек. В феврале 2008 года тогдашний председатель СО РАН Николай Добрецов предложил платить за каждого ребенка ежемесячно по 2 тыс. руб., чтобы окончательно решить вопрос с финансированием и количеством мест. Выплачивать эти деньги должен был институт, где работает один из родителей. Некоторые институты, чтобы получить места в детских садах, провели разовые перечисления за отдельных сотрудников. Другие не успели это сделать. Так или иначе, ни один из НИИ не проявил готовности ежемесячно выплачивать такие суммы.
Очевидно, что свои детские сады обязано содержать Сибирское отделение либо передать их в муниципалитет, где зарплаты обслуживающего персонала заметно выше. В настоящее время с этой целью освобождаются от арендаторов 2 детских садика: на Детском проезде и ул. Золотодолинской. Однако после передачи их в муниципалитет сотрудники СО РАН лишаются даже формальных гарантий на места, поскольку они такие же жители района, как все остальные.
Проблема с местами в детских садах СО РАН настолько остра, что вопрос об этом был задан на прямой линии с президентом Путиным, которая велась из Института ядерной физики осенью 2007 года. Путин дал указание губернатору решить проблему зарплаты, после чего в муниципальных дошкольных учреждениях она выросла в разы. Доплачивать же воспитательницам и нянечкам своих садиков из средств, полученных с аренды помещений имущественного комплекса ННЦ СО РАН, сопряжено с нарушением законодательства, поскольку доходы с аренды – бюджетные деньги, и дополнительные выплаты сотрудникам садов – это нецелевое расходование. Есть надежда профинансировать детские сады после перехода с начала 2009 года на систему субсидий, которая должна дать больше свобод в распоряжении финансами для Сибирского отделения.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
О передаче ЦКБ СО РАН в муниципалитет разговоры ведутся с начала года. Финансирование в этой больнице более чем скромное по сравнению с городскими клиниками, но в планах властей – открытие в ней областной или городской больницы. А это означает, что в первом случае лечиться здесь будут пациенты из Искитима, Линева и Черепанова, а во втором – из Первомайского района. Кроме того, передача объекта в муниципалитет – это легкий путь к его приватизации. Объекты же, принадлежащие РАН, относятся к федеральной собственности и приватизации не подлежат. С муниципальной собственностью такая процедура производится в несколько движений. По словам зампредседателя СО РАН академика Валентина Власова, курирующего медицинское направление в Сибирском отделении, в мэрию уже выстроилась целая очередь бизнесменов, готовых в освободившемся от ЦКБ здании открыть свою клинику или реабилитационный центр (санаторий). Но нужно ли это жителям района, в малообеспеченной больнице которого нет инфекционного отделения, детской травматологии и хирургии? Каков бы ни был уровень обслуживания в существующем стационаре, это пока единственная государственная больница в Советском районе, не считая крошечной клиники №3 на ОбьГЭС, и увеличивать в ней количество пациентов чревато настоящим кризисом.
– Главная проблема ЦКБ в том, что исторически она призвана была обслуживать только пациентов Сибирского отделения, – поясняет Власов. – Сегодня вместо положенных 20-30 тысяч она обслуживает все 150, а финансирования от города не имеет. Получается, что денег у этого учреждения в 5 раз меньше необходимой суммы, и это совершенно уникальная ситуация в нашей стране. Во всех других городах больницы РАН обслуживают только сотрудников Академии наук, а остальных пациентов – платно. Но Академгородок в силу своей удаленности от города и изначальной концепции как места проживания ученых так и не получил больницу для других жителей района. Самое парадоксальное, что город исправно получает деньги на больницу Советского района, поскольку финансирование идет из расчета численности населения Новосибирска, но направляет их на свои нужды. Мы продолжаем обслуживать население города, но зарплатная составляющая в перечислениях мэрии в ЦКБ не учтена – деньги приходят только на так называемый «мягкий инвентарь» – бинты, перчатки и т.п. Дефицит финансов в ЦКБ на сегодня составляет примерно 15 млн руб. в год.
– То, как мы выкручиваемся из этой ситуации и пытаемся все эти годы финансировать ЦКБ, можно назвать нецелевым расходованием средств, выделяемых на науку, – сказал зампредседателя СО РАН. – Сибирское отделение неоднократно поднимало вопрос о необходимости строительства районной больницы, но отношения с городскими и областными властями у нас всегда были сложные. На письма Добрецова губернатору, в написании которых я принимал личное участие, приходили ответы не от него, а от руководителя департамента здравоохранения НСО господина Никиты Това, причем довольно издевательского характера. Последние переговоры закончились передачей поликлиники ННЦ СО РАН. Передача зданий состоялась, но зарплату сотрудникам продолжает платить Сибирское отделение, и с этими зданиями возник целый ряд проблем в преддверии отопительного сезона. Подводя итог, скажу, что о передаче ЦКБ не может быть и речи. По мнению городских властей, нашему району для обслуживания жителей достаточно центрального здания, где расположена хирургия, и 200 койко-мест суммарно на все отделения. Поскольку медицина сегодня является областью активного зарабатывания денег, логика властей проста: если какие-то отделения в городских клиниках не заполнены, то в районе эти отделения имеет смысл закрыть. Этого не будет.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии
ИЯФ отказывается платить за содержание детей сотруников в садах. А так, конечно,все амечательно.
Да, еще в сорановских поликлиниках молочная кухня для малышей платная... А так, конечно, забота о сотрудниках..
Ну, ладно, с больницей ясно - финансирования меньше, чем пациентов. Но в сады ходят сорановские дети, и только они. А денег там нет. Садики ни-щи-е, и не свалить уже на "чужих" детей. А институты, помнится, осенью отказывались за детей сотрудников платить.
Вот чего тут плохого. Лучше не станет, передать в муниципалитет, чтоб хоть немного похоже было, что это больница. Вы лучше расскажите из каких таких добрейших забот о своих сотрудниках ЦНМТ открыли, пожертвовав детскими отделениями и травмопунктом?
Сделать ведомственное высококлассное медобслуживание для сотрудников СОРАН, чего тут плохого? Ведомственные больницы МВД, Росатома и проч. никого не удивляют. Много примеров когда коммерческие структуры нефтяников, газовиков, да и наши академовские фирмы для своих сотрудников проплачивают медицину повышенного качества. Так почему РАН для своих сотрудников не может сделать нечто подобное? На существующей базе. Почему надо все в мэрию отдать? Да и с детсадами - групп в два раза больше будет? А сорановских детей в них? То, что СО РАН должен о своих сотрудниках в первую очередь заботиться - очевидно. Капитализьм на дворе.
<По словам зампредседателя СО РАН академика Валентина Власова, курирующего медицинское направление в Сибирском отделении, в мэрию уже выстроилась целая очередь бизнесменов, готовых в освободившемся от ЦКБ здании открыть свою клинику или реабилитационный центр (санаторий).>
И первым в очереди стоит ЦНМТ
Я про сады не поняла. То есть сорановских работников пугают - передадим в муниципалитет, и ваши дети без сада останутся? Ерунда! Сорановские садики наполовину функционируют, а муниципалитет сады целиком будет задействовать, и групп станет в 2 раза больше!
А пугают, чтоб молодые, работающие в соране из-за места в ведомственном саду, не разбежались из институтов.
Передать все детсады и поликлиники в муниципалитет! Сколько можно играть в замкнутую автономную систему! Она уже давно разомкнута де факто! Персонал из этих учреждений просто увольняется и уходит (крепосное право в открытой системе отменено), качество услуг катострофически низкое. Зачем СО РАНу держать это все у себя, если давно понятно что качественный уровень в муниципалитете в разы выше! Может быть когда то уровень "озера СО РАН" и был искуственно создан выше уровня "моря", в советские времена. Но теперь уже давно он ниже уровня моря, как Новый Орлеан. К чему это приводит,- известно.
Вот наконец-то развеяли туман с передачей в муниципалитет нашей медицины. В том числе и с последующей коммерциализацией оной. Сделать медицинский бизнес-центр вместо ЦКБ и без мэрии можно. Было. И давно. Только жителям Академа от этого как?