Круглый стол в Выставочном центре
Круглый стол в Выставочном центре
Федеральные и местные власти направляют на поддержку малого и среднего бизнеса сотни миллионов рублей, однако новосибирские компании не проявляют на этот счет особого энтузиазма. В Выставочном центре Сибирского отделения был проведен круглый стол, где представители областной администрации объяснили инновационным компаниям Академгородка, на какие суммы они могут рассчитывать для развития своего бизнеса и как их можно получить.
Термины венчурные инвестиции, бизнес-инкубатор, инновации и технопарк можно отнести к категории ругательных. Это признал даже руководитель Фонда поддержки инновационной деятельности в НСО Борис Ивлев. Многие законодательные инициативы так и остались на бумаге, и, несмотря на заявления президента о курсе на развитие наукоемких производств, масштабной поддержки инновационная деятельность в России так и не получила. Самые инициативные добивались грантов или поддержки из Фонда Бортника на несколько сотен тысяч рублей, но это совершенно не те суммы, опираясь на которые можно помочь бизнесу сделать первые шаги. Надежда у таких компаний одна – частный инвестор. Борис Ивлев пригласил на венчурную Сибирскую ярмарку (30 июня-1 июля) все инновационные компании, руководители которых уверены, что их продукт лучше всех своих аналогов и сможет занять прочное место на рынке, если вложить в него необходимую сумму, чтобы наладить производство.
Отдельной частью выступления Бориса Ивлева стало обучение представителей наукоемких компаний благородным манерам в общении с потенциальным инвестором. Как ни забавно звучало большинство наставлений и примеров, самое ужасное, что они вполне соответствовали известному типу поведения искателей инвестиций. Во всем мире инвестор – царь и бог, а у нас почему-то к нему относятся, как к вынужденному, неудобному финансовому придатку. К сожалению, изобретатели нередко уверены, что, владея разработкой, управляют всем миром, хотя на практике даже не способны доступно объяснить вкладчику, не уводя его в дебри терминов, цифр и формул, для чего она нужна и как работает. Такие фразы, как «Все, что нам нужно для успеха, это 2% рынка» или «Все, что нам нужно для успеха, это подписать контракт с «Газпромом», действительно, не вызывают доверия.
Особенно повеселила аудиторию цитата: «Думайте быстрее – мы уже разговаривали с несколькими фондами, и у нас есть из кого выбрать...» или наиболее часто встречающаяся: «Аналога нашей продукции в мире нет»! Если это так, стоит серьезно задуматься, так ли нужна она цивилизованному миру, который даже не делал попыток создать нечто подобное. Вместо того, чтобы доказать минимальность рисков и написать безупречный бизнес-план сомневающемуся в целесообразности вложений «безграмотному» обладателю лишних денег, ученые обиженно поясняют: «Венчурный – это рисковый. Если вы не готовы вкладываться в наш проект, не называйте себя венчурными инвесторами, а работайте лучше с недвижимостью».
Готовность полностью осознать зависимость своего успеха от инвестора, раскрывать ему свои ноу-хау и всю бухгалтерию проектов, на равных вести с ним диалог и доверять мониторинг происходящего – вот чего остро не хватает до сих пор многим разработчикам, нуждающимся в продвижении своего изобретения до стадии производства. Такие же требования предъявляет любая организация, включая государственные институты, и здесь очень важна прозрачность работы компании. Оказывается, готовых к этому не так уж много. Но если вы заинтересованы в компенсации за счет государства даже нескольких сотен тысяч рублей расходов на покупку нового оборудования, организации выставок или получении сертификатов и лицензий на свою продукцию, а также в субсидировании процентных ставок по кредитам или банковских поручительств на получение крупных кредитных сумм, это необходимо.
Однако такие компании в Академгородке все-таки есть, и некоторые из них присутствовали на круглом столе. В частности, «Медико-биологический союз» смог получить 50-процентную компенсацию на сертификацию своих тест-систем в прошлом году, а в этом планирует получить такой же процент по компенсации затрат на IСO. Компании «Софтлаб-Нск» удалось компенсировать треть расходов на участие в крупной международной выставке. Начальник отдела развития малого бизнеса и предпринимательства департамента развития промышленности НСО Сергей Паршиков рассказал про областную целевую программу на 2009-2013 гг. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и описал, каких результатов (прямо или косвенно) она помогла добиться.
По итогам 2008 года оборот малых компаний Новосибирска составил 247 млрд рублей, что на 113% больше, чем в 2007-м. Инвестиции в основной капитал в прошлом году выросли до 23 млрд рублей – почти втрое больше, чем годом раньше. Разумеется, далеко не все эти вложения сделала областная власть – скорее, совсем небольшую часть. Объем фонда областной целевой программы в прошлом году вырос от 18 до 115 млн рублей, а с 2009-го в нем участвует федеральный бюджет, со средствами которого общая сумма фонда составила 600 миллионов. Но, по мнению Паршикова, дело не только в конкретных вложениях. Благодаря таким программам в нашей экономике наметился общий вектор – вкладывать в малый бизнес можно и нужно. В прошлом году речь еще не шла о вложениях в наукоемкие производства: 70% вышеописанных предприятий – торговые компании, 10% – обрабатывающие производства, 6% – строители, 2% – сельскохозяйственные организации. Но по мере развития программы процент торговых компаний намеренно уменьшался в пользу производственных и инновационных. В частности, при строительстве «Икеи» ей отказали в компенсации кредита на 200 млн рублей.
Глядя на неутешительную диаграмму соотношения профилей деятельности финансируемых компаний, директор одной из софтверных организаций не упустил возможности обвинить власть в нежелании помогать инноваторам:
– Если ваша целевая аудитория – торговые компании, то о чем мы тут вообще говорим? Сколько надо создать в области фондов, чтобы какие-то из них начали финансировать реальных разработчиков? Почему вы тратите деньги на строительство бизнес-инкубаторов и прочей инфраструктуры, словно здания важнее, чем то, для чего они строятся? Компаниям нужны деньги, а не стены!
Ответ руководителя Фонда Бориса Ивлева в очередной раз проиллюстрировал перед мыслящей аудиторией одну из основных проблем сотрудничества разработчиков и власти – неумение и нежелание изобретателей вести конструктивный диалог с представителями государственной системы – неповоротливой, сложной, но все-таки пытающейся им помочь:
– Чем больше у нас будет таких фондов, тем лучше, но дело даже не в этом. С одной стороны, эти деньги должны быть более доступны для инноваторов. Для этого мы внесли ряд поправок в правила работы Фонда. Теперь у многих из вас есть возможность получить эти средства. Но не секрет, что любое начало у нас очень жестко курируется прокуратурой, и операции с участием государственных средств должны проходить строго по букве закона. По поводу инфраструктуры могу согласиться, что для ряда проектов строительство не всегда необходимо. Например, сейчас обсуждается вопрос об организации агротехнопарка на ВАСХНИЛе. При этом там всего 15% площадей в институтах заняты реальными исследованиями, остальные пустуют. Но попробуйте хоть квадратный метр взять у госучреждения под этот проект – и вас обвинят в коррупции. То же самое с институтами СО РАН – в них запрещено организовывать технопарк, как сначала многие предлагали. За абсурдными примерами из наших законов далеко ходить не надо – у вас же в Академгородке одна из инновационных компаний уже пятый год под судом за то, что она в свое время завершила строительство полуразрушенного долгостроя экспериментальной институтской мастерской и приватизировала его.
Деньги у Фонда есть, но нет проектов, подходящих под условия финансирования. Нужен четкий план, гарантия увеличения суммы выплачиваемых налогов. Ознакомьтесь с правилами получения средств на сайте www.msp.nso.ru, и вы увидите, что это преодолимо.
Мария ШКОЛЬНИК
На снимке: Борис Ивлев
Фото автора
Комментарии