Крепче за баранку держись, шофер!
Крепче за баранку держись, шофер!
26 октября – День работников автомобильного транспорта. Отмечает свой профессиональный праздник и водитель Александр ШАЛГУНОВ.
Когда-то сельского призывника послали в ДОСААФ осваивать вождение машины. Учили тогда основательно, причем не только эксплуатации, но и ремонту. Потом выдали водительские права и призвали в армию. Служил он в Германии водителем-механиком танкового мостоукладчика. Демобилизовавшись в 1971 году, приехал в Новосибирск и сразу устроился в ПАТП-3 водителем. Сначала как новичок катался по маршруту «семерки», ходившей тогда из «Щ» на Шлюз через весь Городок. Потом перешел на более дальние маршруты: №22, №23 и №109. Все было неплохо, если бы не последние выходы: уж слишком поздно он возвращался домой. Общежитие не давали. Тогда набрали очень много «скороспелок» – водителей, окончивших при ПАТП пятимесячные курсы. Военкоматы обязывали их трудоустраивать, и мест в общежитии не было.
«Эдак я с вами вовсе не женюсь», – решил молодой мужчина и ушел работать на НЭМЗ. Здесь на практике пригодилось хорошее знание автомеханики. Получив однажды новую раму, Александр Николаевич собрал самосвал. Работа нравилась, проблемы с жильем решились. Более 20 лет пролетело в каждодневных рейсах и заботах о семье.
Но в 1995 году предприятие стало разваливаться, начались задержки зарплаты и прочие неприятности. Отец двоих детей не мог зависеть от случая и вернулся на пассажирские перевозки.
Много лет отъездил по сложному маршруту №28. Дорога на ул. Пирогова особо хорошей никогда не была. Постоянные пассажиры – персонал и пациенты больницы, студенты и преподаватели НГУ, работники Торгового центра и Дома ученых.
– Я их быстро запомнил и уже знал в лицо. Вижу, бежит старушка от больницы. Стою и жду. Не мерзнуть же ей в ожидании следующего автобуса! Конечно, графика придерживаться необходимо, но если на остановке два человека на костылях и три мамочки с санками, то быстрой посадки не получится. Пассажиры тоже запомнили меня, заходили и здоровались, выходили и желали удачного дня, – вспоминает водитель с почти сорокалетним стажем.
– Бывало, вечером некоторые, устав на работе, пытались «сорвать сердце» хоть на ком-нибудь, – продолжает он. – Всегда считал, что конфликтовать – себе дороже. И без того жизнь с каждым годом все сложнее, так зачем действовать на нервы друг другу? Случалось призывать молодых и даже старших коллег к более уважительному отношению к пожилым людям. Да, план на социальных карточках не сделаешь, но это не значит, что можно закрывать двери автобуса и уезжать прямо перед толпой пенсионеров.
– Вы ведь тоже когда-нибудь окажетесь на их месте! – говорил водителям Александр Николаевич.
С августа этого года он пересел на «Газель». Понравился и более удобный график, и новая машина, которую не надо постоянно ремонтировать. Здесь пригодились его лучшие качества. С одной стороны, водители маршруток, безусловно, конкуренты, но с другой – коллеги, товарищи и братья. То сигаретой выручат, то деньги разменяют, то сигналом предупредят о близости передвижного поста ГИБДД, чтобы не разгонялся и про ремни безопасности не забывал.
По 12, а то и по 16 раз за день проезжает Александр Шалгунов мимо своего дома, а зайти пообедать некогда – интервал движения соблюдается очень строго. Как и все водители маршрута №1223, питается на ОРМЗ в маленьком частном кафе, где устраивают и цена, и качество.
Причиной высокой аварийности на дорогах опытный водитель считает интенсивность движения и огромное число дилетантов за рулем. Основные качества профессиональной пригодности водителя, по мнению Александра Николаевича, – быстрота реакции, внимательность, ответственность и терпение.
Когда-то давно он мечтал стать геологом, но не у всех сбываются детские мечты. Никогда не жалеть о том, что уже сделано, – один из основных его принципов. Главное, чтобы люди вспоминали тебя добром и самому было бы не стыдно за пройденный путь!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии